В статье рассмотрены основные этапы формирования фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Подробно описаны направления работы в каждом из четырех этапов, а также представлена подборка игр по каждому направлению.
Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Учитель-логопед Бердюгина Ирина Сергеевна
У детей с общим недоразвитием речи одними из самых значимых несформированных аспектов являются фонематический слух и восприятие.
Дети недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих, и на развитии собственной речи. На основе фонематического восприятия и слуха формируются фонематические представления, фонематический анализ и синтез, которые являются залогом успешного обучения в школе.
Работу по формированию фонематического слуха и восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
Развитие слухового внимания и памяти.
Развитие простых форм фонематического анализа.
Развитие сложных форм фонематического анализа.
Развитие фонематического синтеза.
Развитие фонематических представлений.
Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.
Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально - психологических особенностей детей.
Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание логопедической работы и отправная ступень в коррекции. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением.
В работе по формированию фонематических процессов выделяют три этапа.
этап (подготовительный
)
- развитие неречевого слуха. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слухоречевой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Цель игр и упражнений на первом этапе: формирование базы для развития фонематического слуха.
В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и по развитию речевого слуха.
Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:
восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, действий
дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...)
дифференциация по темпу (быстро - медленно)
дифференциация по ритму (ритмические рисунки)
дифференциация по силе звучания (громко - тихо).
Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:
дифференциация по тембру, силе голоса, интонации, высоте.
Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.
Различение неречевых звуков.
Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Игра «Угадай, на чём играю»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.
Игра «Узнай по звуку» - вариант предыдущей игры.
Используются различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)
Игра «Шумовые баночки».
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.
Дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)
Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки».
Дифференциация по ритму (ритмические рисунки)
Игра «Полянка».
Цель: узнавать ритмический рисунок.
На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, птичка - 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.
Дифференциация по силе звучания (громко - тихо)
Игра «Высоко - низко»
Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки - приседают.
Игра «Тихо-громко»
Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.
этап (основной
)
- развитие речевого слуха.
Цель 2 этапа: развитие фонематического восприятия.
Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:
дифференциация фонем;
дифференциация слогов;
дифференциация слов, близких по звуковому составу
Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
Игра «Метель»
Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.
Игра «Дует ветер»
Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)
Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.
Игра «Громко-тихо»
Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.
Игра «Близко - далеко»
Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Игра «Три медведя»
Цель: развитие умения менять высоту голоса
Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Дифференциация слов, близких по звуковому составу
Игра «Правильно-неправильно»
вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.
вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно - красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Какое слово отличается?»
Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута Буфет-букет-буфет-буфет
Билет-балет-балет-балет
Дудка-будка-будка-будка
Дифференциация слогов
Игра «Что лишнее?»
Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Игра «Инопланетянин»
Цель: дифференциация слогов.
Оборудование: шапочка инопланетянина.
Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПАПА-ПО... МА-МО-МУ... СА-ША-СА... ЛА-ЛА-РА. Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.
Дифференциация фонем
Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
-выделение гласных из ряда звуков.
-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.
-узнавание гласных на фоне многосложных слов.
-выделение согласных из ряда других звуков.
- узнавание согласных на фоне многосложных слов.
Игра «Что просит мышка»
Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез. Оборудование: игрушка «би-ба-бо» - заяц, муляжи продуктов.
Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.
Игра «Найди звук»
Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.
По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.
Игра «Поймай звук», «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра с мячом.
Логопед произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук поймать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.
этап
- развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Третий этап имеет определенную последовательность:
Определение количества слогов в словах разной сложности.
Выделение первого и последнего звука в слове.
Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.
Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой
- звонкий, твёрдый - мягкий).
Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
Построение моделей.
Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом -
Получаются слова:
Ты- и -ква-, а вместе «тыква».
Со- и -ва- итак, «сова».
Ударный слог, ударный слог
- Он назван так недаром...
Эй, невидимка — молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Игра «Отстукивание слогов»
Цель: обучение слоговому анализу слов
Оборудование: барабан, бубен.
Описание игры: Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
Игра «Угадай слово»
Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу - отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
Можно играть как с предметами или картинками, так и на слух. Просто придумать сова или на -заданную лексическую тему.
Игра «Слоговой поезд»
Цель: упражнять детей в делении на слоги.
Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.
Игра «Пирамида»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху - один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.
Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.
Игра «Найди слову схему»
Цель: упражнять детей в делении на слоги.
Предметные картинки, схемы для односложного, двухсложного, трёхсложного слов. Подобрать слову схему.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Оборудование. Карточки с предметными картинками.
Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Игра «Поезд»
Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены.
Игра «Чудесная удочка»
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.
Игра «Найди место звука в слове»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Игра «Найди место для своей картинки».
Цель: учить дифференцировать звуки в словах (ш-ж, б-п, р-л, ш-с, г-к, ж-з, з-с).
2 домика для каждого звука (картинки со звуком [ш] живут в 1 домике, со звуком [с] в другом)
Игра «Помоги собрать вещи»
Цель: различение звуков [з] - [ж]
Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з].а жуку со звуком [ж].
Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.
Игра «Чемодан и портфель»
Цель: различение звуков [ш] - [ж]
Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук [ж], а в портфель со звуком [ш].
Игра «Подарки»/
Игра «Что собрал мальчик на огороде со звуками [р] - [р']/
Игра «Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького./
Игра «Кому, какая картинка»
Игра «Прочитай слово по первым буквам»
Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение составлять слова из выделенных звуков, читать слова.
Ход: Логопед выставляет картинки и просит назвать первый звук в каждом слове и составить из этих звуков слово.
Игра «Придумать слова с заданными звуками»
Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.
По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
Игра «Измени первый звук»
Логопед называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.
Смурф предлагает поиграть. Замените первый звук в словах на звук Р. Если правильно, зазвенит колокольчик.
Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. Поэтому очень важно для детей до 5 лет наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, во время которого нужно развивать фонематический слух и речевое восприятие. Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться различать звуки (как речевые, так и неречевые), слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). И только потом приступать к изучению букв и чтению.