Основные принципы формирования метода сотрудничества на уроках иностранного языка в соответствии с реализацией ФГОС базируются на принятии во внимание индивидуальных потребностей учащихся, активном привлечении их к обучению и взаимодействии, а также на поощрении коммуникативной деятельности.
Первым принципом является принятие во внимание разнообразия в уровнях знаний, интересах и потребностях учащихся. Это требует гибкости и дифференцированного подхода к обучению, чтобы каждый ученик мог найти свое место в процессе сотрудничества и развития языковых навыков.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДА СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФГОС
Рунова Наталья Александровна, учитель немецкого языка
МБОУ СОШ N 14 г Кузнецка имени 354-й Калинковичской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова стрелковой дивизии
Ключевые слова: метод сотрудничества, иностранный язык, ФГОС, индивидуальные потребности, активное обучение, коммуникативная деятельность.
Основные принципы формирования метода сотрудничества на уроках иностранного языка в соответствии с реализацией ФГОС базируются на принятии во внимание индивидуальных потребностей учащихся, активном привлечении их к обучению и взаимодействии, а также на поощрении коммуникативной деятельности.
Первым принципом является принятие во внимание разнообразия в уровнях знаний, интересах и потребностях учащихся. Это требует гибкости и дифференцированного подхода к обучению, чтобы каждый ученик мог найти свое место в процессе сотрудничества и развития языковых навыков.
Вторым принципом является активное привлечение учащихся к обучению и взаимодействию. Это достигается через использование интерактивных методов обучения, групповых заданий, ролевых игр и дискуссий, которые способствуют развитию коммуникативных навыков и сотрудничества.
Третий принцип заключается в поощрении коммуникативной деятельности на уроке. Это включает создание условий для общения на иностранном языке, поддержку и поощрение учащихся в выражении своих мыслей и идей, а также развитие навыков слушания и восприятия речи собеседника.
Реализация этих принципов способствует формированию метода сотрудничества на уроках иностранного языка, который активно и эффективно взаимодействует с требованиями ФГОС и способствует развитию языковой компетенции учащихся.
Необходимо также отметить, что формирование и развитие метода сотрудничества на уроках иностранного языка в соответствии с реализацией ФГОС проходит через несколько этапов. Первый этап — это знакомство с методом сотрудничества как основой организации урока. Учитель представляет ученикам основные принципы этого метода и объясняет, как они применимы на уроках иностранного языка. Затем рассматриваются примеры заданий и упражнений, которые могут быть выполнены совместно. На этом этапе ученики понимают, что сотрудничество способствует более эффективному и интересному изучению иностранного языка.
Второй этап включает практическое применение метода сотрудничества на уроках. Учитель и ученики совместно выбирают задания, которые требуют взаимодействия и сотрудничества. Они могут работать в парах или группах, обмениваться информацией, обсуждать и анализировать различные материалы. Учитель в этом случае выступает в роли модератора и обеспечивает поддержку и контроль. В результате ученики получают опыт коммуникации на иностранном языке, улучшают свои языковые навыки и развивают умение сотрудничать.
Третий этап — это постепенное углубление и расширение метода сотрудничества на уроках иностранного языка. Учитель предлагает задания и проекты, которые требуют коллективного решения. Ученики работают над проектами в группах, разделяя задачи и отвечая за их выполнение. Они сотрудничают, обсуждают вопросы, обмениваются идеями и предлагают свои решения. Такой подход позволяет развивать ученикам навыки командной работы, креативное мышление и самостоятельность.
Четвертый этап — это интеграция метода сотрудничества во все учебные материалы и деятельность на уроках иностранного языка. Учитель стимулирует учеников к сотрудничеству на всех этапах урока, предлагает задания, которые требуют совместного решения проблем, создает условия для взаимодействия и обмена опытом. В результате, метод сотрудничества становится неотъемлемой частью учебного процесса и способствует более эффективному усвоению иностранного языка и развитию социально-коммуникативных навыков учеников.
Далее рассмотрим практические рекомендации по применению метода сотрудничества на уроках иностранного языка:
1. Формирование малых групп: для успешной реализации метода сотрудничества на уроках иностранного языка необходимо сформировать малые группы из 2-4 человек. Это способствует активной коммуникации между учащимися и повышает уровень взаимодействия на уроке.
2. Разнообразие форм сотрудничества: используйте разнообразные формы сотрудничества, такие как парные диалоги, групповые проекты, совместное чтение и обсуждение текстов и т. д. Это помогает учащимся развивать навыки коммуникации на разных уровнях: от простых заданий до более сложных и творческих проектов.
3. Распределение ролей: при работе в группах распределите роли среди учащихся. Например, можно назначить лидера группы, который будет отвечать за организацию и управление работой группы. Это помогает учащимся развивать навыки лидерства и сотрудничества.
4. Использование реальных ситуаций: предлагайте учащимся задания и задачи, которые имеют практическую значимость и отражают реальные ситуации, в которых они могут оказаться, используя иностранный язык. Например, задача по покупке билетов на самолет или организации поездки. Это помогает учащимся применять языковые навыки на практике и понимать их практическую значимость.
5. Обратная связь: осуществляйте систематическую обратную связь с учащимися по их работе в группах. Поощряйте их усилия и указывайте на области, в которых они могут улучшиться. Это помогает учащимся осознать свои успехи и стимулирует их дальнейшее развитие.
Все эти практические рекомендации помогут учащимся успешно применять метод сотрудничества на уроках иностранного языка в соответствии с реализацией ФГОС. Они способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию навыков сотрудничества и самостоятельности, а также помогают учащимся успешно применять приобретенные знания на практике.
Оценка эффективности метода сотрудничества может осуществляться с помощью различных инструментов. Один из них – это анализ результатов итогового контроля знаний и умений учащихся. Используя данную методику, можно определить, насколько хорошо ученики владеют иностранным языком и способны применять его в практической коммуникации. Если результаты контроля высокие, то можно сказать, что метод сотрудничества дает положительные результаты.
Кроме того, можно провести анкетирование среди учащихся, чтобы узнать их мнение о методе сотрудничества. Такой подход поможет определить, какие аспекты данного метода им нравятся, а также выявить возможные трудности или проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе обучения.
Оценка эффективности метода сотрудничества также может осуществляться через наблюдение за работой учащихся на уроках. Важно отметить, насколько активно они применяют метод сотрудничества, насколько успешно они справляются с заданиями и насколько глубоко они усваивают обучаемый материал.
В заключение можно сказать, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы ученики не только пассивно усваивали знания, но и активно взаимодействовали друг с другом. Метод сотрудничества предлагает новый подход к организации работы на уроке – это не только возможность для каждого ученика высказаться и выразить свое мнение, но и создание условий для коллективной работы, объединения усилий всех членов группы для достижения общих целей.
Список литературы
1. Ильина, З. С. Специфика формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка / З. С. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 17-18.
2. Ольшевская М.В. Деятельностный подход в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку, Минск, 2010
3. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50.