Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Формирование вокально-речевой культуры и духовно-творческих качеств будущего учителя.". Работа №347836

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Необходимость обязательного учёта рассматриваемых педагогических предпосылок обучения сольного пения будущих преподавателей музыки, поскольку педагогический процесс формирования  профессиональной культуры вокалиста как комплексной  характеристики уровня профессиональной компетентности певца  реализуется на уровнях совершенствования исполнительской вокальной техники. 

Работа:

Андреева Алина Геннадиевна

Формирование вокально - речевой культуры и духовно – творческих качеств личности будущого учителя .

Стремительные интеграционные процессы в мировом образовательном пространстве начала XXI в. не только обуславливают его реформирование в России, но и требуют от учителей творческого самовыявления, способности к саморазвитию и самообразованию для обеспечения высокого уровня образованности и личностного становления своих учеников. Учитывая указанные требования, развитие соответствующих способностей будущего учителя музыки приобретает особое значение в связи со спецификой его музыкально-педагогической деятельности. Это требует пересмотра и усовершенствования содержания обучения будущего учителя музыки с учетом последних наработок в сфере педагогики и психологии профессионального образования. При этом одним из вопросов, требующих неотложного теоретического и практического изучения, является выяснение педагогических предпосылок обучения будущих учителей музыки сольному пению, что по сей день остается актуальным фактором формирования и успешной реализации их профессиональных качеств.

Развитие вокального искусства и вокальное исполнительство являются объектом исследований в трудах, Н. Ветлугиной, В. Шацкой и др.

Б. Тепловым и др. освещены вопросы развития музыкальных способностей и психологические основы выработки умений и навыков учащихся. Проблемы методики преподавания сольного пения раскрывают З. Аникеева, П. Голубева, Л. Дмитриева, П. Харриса и др. Особенности работы над чистотой певческой интонации представлены в разработках О. Кука, С. Майкапара, Б. Макдональда, В. Морозова и др.

Конец формы

Несмотря на основательность и разноплановость исследований приведенных авторов, даже беглый их анализ дает достаточно оснований утверждать, что теоретические и методические положения, направленные на выяснение педагогических предпосылок обучения сольному пению, изучены на сегодня все же недостаточно, особенно в процессе подготовки преподавателя музыки. Это обуславливает необходимость выявления этих предпосылок, раскрытия их сущности и значения в процессе профессиональной подготовки будущего преподавателя музыки, что и составляет цель доклада.

Изложение проблемы. Целостный педагогический процесс предполагает сбалансированное взаимодействие многих структурных компонентов, от слаженности которых зависит конечный результат. Оптимальное сочетание ряда педагогических функций (образовательной, воспитательной, развивающей) не дает существенного результата,Конец формы поскольку для этого необходима оптимизация всего дидактико - воспитательного процесса [3]. В первую очередь, это касается целевых руководств обучения, в которых органично объединены профессионализм исполнения вокального репертуара и педагогическое начало, основанные на хорошем вкусе музыканта и знании психофизиологии вокальной работы. Необходимость развития в процессе обучения творческой личности, способной к реализации себя в различных сферах музыкальной деятельности, как на сцене, так и в процессе музыкально-просветительской и педагогической работы, есть на сегодня существенным условием обновления содержания музыкального образования.

Современный преподаватель музыки должен быть эрудированным во всех сферах музыкального искусства, профессионально в них ориентироваться. Только в этом случае у него будет возможность эффективно обучать и обучать своих учеников. Это дает возможность точнее проектировать модель будущего исполнителя и педагога-вокалиста.

Конец формы

Разностороннее развитие студента можно отнести к педагогическим условиям обучения будущего преподавателя вокала. Теория и практика развивающего обучения, следуя из трудов Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта и А. Дистервега и их последователей, стоит отметить, что целостный педагогический процесс влияет на развитие способностей, индивидуально-личностных качеств и свойств, активно влияет на художественную интерпретацию, обогащает внутренний мир будущего вокалиста, помогает его самопознанию и самореализации, преодолению естественных сценических волнений.

По этому поводу Д. Эльконин, говоря о разном содержании категорий “обучение” и “развитие”, отмечает: “эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, то есть тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, что позволяет быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности” [8, С. 25]. Следовательно, можно утверждать, что именно творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Стоит также обратить внимание на организацию индивидуальной работы преподавателя, поскольку вокальная педагогика, в первую очередь, ориентирована на индивидуальные особенности голосового аппарата студента, особенности его характера и ценностных представлений, состояние здоровья, уровень общей культуры и предварительной подготовки. Индивидуализация в этом контексте представляет собой синтез биологического (анатомо-физиологического) и социального аспектов. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность-индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку, отличающих его от других. В мировоззрении, стремлениях личности оказывается, чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Обосновывается это утверждение тем, что, в отличие от других дидактических принципов, индивидуальный подход подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типичного, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого ученика. Кроме того, исходя из положения о гуманном подходе к личности ученика, в индивидуальном подходе нуждаются все ученики без исключения. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предусматривается творческое развитие индивидуальности ученика. Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов задачи.

И. Унт определяет индивидуализацию как” учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой степени они учитываются " [20], и считает, что на практике речь идет скорее всего не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. И действительно, в реальной учебной практике, наряду с умственными способностями и общей культурой (или ее недостатками), различными свойствами характера и темперамента, талантливостью и состоянием здоровья, стоит учитывать, что значительное количество учебных занятий проходит в группах, на потоках, где индивидуализация реализуется не в полном объеме учебной деятельности, а эпизодически, частично.

С другой стороны, " индивидуализация обучения - это система средств, которая способствует осознанию студентом своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственных смыслов обучения. Индивидуализация способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности” [23].

Понятие, как мотивация и деятельность человека. Отмечается, что мотивация это мощное побуждение к деятельности - явление динамическое, что в сознании индивида вступают в противоречие многочисленные мотивы (моральные, эстетические, этические и т.д.), Но в этой борьбе чаще всего побеждают актуальные мотивы как наиболее востребованные в определенное время. Однако преподаватель должен учитывать не только актуальные, но и потенциальные мотивы своих учеников, активизируя наиболее ценные, перспективные.

Серьезным фактором, стимулирующим ход занятий, является учет интересов и склонностей студентов. На роль интереса в педагогическом процессе указывали Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстой, К. Ушинский, считая, что опора на определенное явление помогает преодолевать схоластику обучения [5]. М. Чернышевский и М. Добролюбов [6] считали развитие интереса к познанию прямым долгом учителя, признавая его сильным средством возбуждения детской активности. С. Соловейчик считала, что интерес располагается в “зоне посильной сложности” [19]. В свою очередь, Г. Щукина отмечает, что“..енность интереса заключается в том, что он развивает внимание, воображение, чувства, умственные способности, волю, способствует самостоятельности личности на основе ее убеждений” [25, С. 79]. Исследовательница и ее последователи разработали дидактику развития познавательного интереса на различных школьных дисциплинах. В этом контексте стоит отметить, что на музыкальных занятиях этот процесс имеет свои особенности.

На творческих факультетах (даже при наличии жесткой учебной программы) всегда можно найти варианты в выборе репертуара, отборе выражающих средств, конкретный сценический образ, то есть максимально учесть музыкальные предпочтения студентов, побуждая их к заинтересованности и развитию мотивов обучения.

Принципиальными моментами можно считать формирование стремления достичь максимально возможного технического и высокохудожественного исполнения, активизацию и самосовершенствование будущих вокалистов. Для обучения вокалу, учитывая его сущностные характеристики, чрезвычайно важное значение имеет сочетание учебной и концертной практик. Регулярные выступления в учебных и классных концертах, участие в фестивалях и конкурсах, безусловно, стимулируют вокального исполнителя, развивают его способность свободно держаться в любой аудитории, расширяют репертуарные границы. Как вариант такой практики можно назвать студийную работу певца, что также активизирует имеющиеся у него творческие способности, волевые качества, профессиональные умения.

К педагогическим предпосылкам обучения будущего вокалиста сольному пению можно отнести и направленность на будущих учеников (в том числе слушателей, зрителей), стремление знакомить с собственными суждениями о произведениях музыкального искусства, умение убеждать. В этом плане необходимо ставить вопрос об общей эрудиции студента, его умении грамотно и убедительно рассказывать о произведениях, их авторах и стилях. Как ни парадоксально, но чаще всего именно вокалисты меньше подготовлены к такой работе. Именно поэтому включение в учебный процесс небольших устных аннотаций исполняемых произведений будет способствовать постепенному развитию этого необходимого умения.

Нельзя не отметить еще одну сторону подготовки вокалиста - развитие эмоциональности ученика на уроках вокала. У студентов разных специальностей творческий процесс происходит по-разному, хотя общие моменты всегда присутствуют. Искусство певца является действенным и поражает лишь тогда, когда идея понятна, а замысел воплощен в яркой эмоциональной и технически совершенной художественной форме. Таким образом, певец всегда должен сочетать в своем исполнении рациональные и эмоциональные основы, мысли и эмоции.

Следовательно, для того, чтобы певец в совершенстве владеет мастерством, необходимо развивать как рациональную, так и эмоциональную сферы и технику. Следует приучить себя как к постоянному накоплению материала для творчества, постоянного труда в этой сфере. Развитие наблюдательности, памяти, интеллектуальных способностей, богатство эмоциональных переживаний, чтение книг, знание искусства, живописи обязательны для певца, как и наличие творческой фантазии. Работа воображения в процессе творчества направляется сознанием, которое, в свою очередь, действует согласно эстетическим взглядам художника, его мировоззрению. Когда певец знакомится с произведением, с ролью, у него еще нет четкого исполнительского замысла, идеи. Замысел возникает в общем виде на основе предыдущего опыта и в соответствии с эстетическими взглядами. Затем он обрабатывается сознанием, изменяется, дополняется различными наблюдениями, деталями и догадками, углубленным вхождением в материал. Продолжается так называемый аналитический период работы над образом, пока наконец образ не получает законченного вида. Происходит и поиск выражающих средств. Варианты динамики, темпа, построение фраз, интонации, агогика, игра тембров, слово - все это требует своего подхода для наиболее полного воплощения музыкального образа.

Возникая в результате переживания певческого процесса, эмоции влияют на пение и, как и в любой деятельности, могут влиять как положительно, так и отрицательно на певческий процесс. Именно поэтому не первых занятиях следует, как правило, избегать произведений, которые вызывают чрезмерное возбуждение ученика. Их можно давать на более позднем этапе, когда связки крепче, и выработаны навыки. Пение требует большой активности, эмоционального подъема. Для этого педагог должен учитывать состояние ученика, уметь положительно настроить, “найти ключ” к психике и характеру ученика. В этом ему могут помочь увлекательный рассказ, яркое исполнение, отвлечение от моментов, которые беспокоят. В противном случае лучше в такой день не проводить занятия, ибо вокальные неудачи здесь неизбежны.

Эмоциональность певца как наиболее серьезное средство воздействия на подростка и юношескую аудиторию можно представить как бы в двух планах. Первый - внутренняя чувствительность исполнителя к музыкальному образу произведения; второй - внешняя реализация определенного образа, способствующая его влиянию на аудиторию. Голос певца - замечательный, наиболее совершенный инструмент, который может выразить удивительно полноценное состояния человека. Изменяя тембр, динамику, ритм, манеру произведения, слова, можно одними голосовыми средствами глубоко раскрыть содержание произведения, создавая выражающий вокальный и сценический образ.

Важное значение в процессе обучения играют управленческие действия преподавателя, ведущего занятия с вокалистом. Тактичное руководство, основывающееся на принципах гуманно-личностной педагогики, создает наилучшие условия для полноценного развития личности студента. С. Рубинштейн, О. Леонтьев [15] рассматривали отношение ученика к миру через отношение к нему других людей, через общение. В этом плане диагностический подход представляется более эффективным средством, чем авторитарно-дидактический. Однако не стоит забывать и о развитии самоконтроля и самооценки будущего исполнителя-вокалиста. Они должны отличаться регулярностью и объективностью. Такого можно достичь, используя многопрофильный анализ собственных ощущений и деятельности.

Существенным моментом обучения вокалиста можно считать то, что в нем необходимо различать не только содержание, но и процесс, разворачивающийся во времени, Поэтапность не просто движение “от простого к сложному”, а восхождение ученика к вершинам мастерства и расширение им своих возможностей. Это принципиальная позиция педагога при обучении творческим дисциплинам, в противном случае остается лишь простое копирование действий преподавателя, что существенно снижает эффективность достигнутых результатов.

Итак, подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Повышение мастерства педагога является одним из факторов его профессионального роста, показателем любознательности ума и желания не останавливаться на достигнутом, открывать для себя все новые горизонты педагогических знаний и умений и тем самым постоянно продвигать вперед процесс воспитания и подготовки будущих учителей музыки. Учитывая различные аспекты совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя музыки, творческая активность-это целевое качество личности, направленное на преобразующую деятельность. Творческая активность учителя и его профессиональная деятельность находятся во взаимозависимости, но соотношение между ними неодинаково и не находится в прямой зависимости. Творческая активность является необходимым условием для успешного течения профессионально-педагогической деятельности учителя, в то же время ее формирование невозможно без развития определенной совокупности профессионально-педагогических умений и навыков.

Односторонняя направленность подготовки учителя музыки уступает ныне место ориентации на более широкий круг ценностей современного общества. Не обладая необходимыми знаниями в сфере современных музыкальных жанров, не учитывая интересы и склонности молодежи, учитель музыки сегодня уже не может полноценно работать с учениками и тем самым влиять на формирование их эстетических вкусов, на повышение общей культуры. Следовательно, учитывая большое воспитательное влияние на подростковую и молодежную аудиторию собственного исполнения учителя музыки, а также его эрудиции (компетентности), необходимо существенно повысить профессионально-исполнительский уровень педагога-музыканта, что даст ему возможность убедительно и авторитетно влиять на сознание и чувства школьников, лучше формировать их вкусы и предпочтения.

Это выдвигает необходимость обязательного учета рассматриваемых педагогических предпосылок обучения сольному пению будущих преподавателей музыки, поскольку педагогический процесс формирования профессиональной культуры вокалиста как комплексной характеристики уровня профессиональной компетентности певца реализуется на уровнях совершенствования исполнительской вокальной техники, развития комплекса специальных музыкальных способностей, художественно-творческого развития и формирования духовно-творческих качеств личности музыканта.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. воспитательная и образовательная функция оценки обучения школьников / Ш. А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. - 296 С.

2. Асафьев Б. В. о музыкально-творческих навыках у детей / Б. В. Асафьев // по истории музыкального воспитания: хрестоматия. - М., 1990. - C. 59-62.

3. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды /[Сост. М. Ю. Бабанский; автведение. В. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989 . - 558 С.

4. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев.

5. Божович Л. И. О мотивации обучения / Л. И. Божович.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×