Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста». Работа №327463

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является составляющей основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения, оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой на занятиях, ребенок укрепляет своё здоровье. Доказано, что в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. 

Работа:

Доклад «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Кудря Полина Сергеевна

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Пение – древнейшее искусство, которое улучшает самочувствие, снимает боль и даже продлевает жизнь. Оказывается, петь не только приятно, но и полезно. Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Дети очень любят петь, поют охотно, с удовольствием. Ветлугина Н. А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой обогащаются переживания ребенка, успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке».

Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является составляющей основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения, оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой на занятиях, ребенок укрепляет своё здоровье. Доказано, что в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Не малую роль в развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста для меня играет подбор музыкального репертуара. Это самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, и самое главное - была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подбираю интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. Правила пения • сидеть (стоять) ровно;• не сутулиться;• корпус и шею не напрягать• голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;• дыхание брать свободно (не брать в середине слова);• петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;• рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;• нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Вокально-хоровые навыки:1. Дыхание2. Звукообразование3. Дикция4. Чистота интонирования 5. Ансамбль

1. Работа над дыханием.

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают различные упражнения:- дыхательные упражнения без звука;- звуковые дыхательные упражнения;- упражнения под музыку. Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Пение позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Эмоции ребёнка тесно связаны с дыханием, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать у детей эмоциональное состояние. Работа над певческим дыханием - это сложный и длительный процесс. Для этого на начальном этапе обучения я ориентируюсь на овладение плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Чтобы научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч я в своей работе очень часто использую упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»). В последующей своей работе над дыханием задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами. В своей работе использую игры на развитие речевого и певческого дыхания из сборника «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер.

2. Следующий этап – звукообразование – это процесс образования певческого голоса, то есть звука определенной высоты, силы и тембра.

На занятиях я добиваюсь, чтобы голос у детей был естественным, звонким и лёгким. Дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Работая над звукообразованием необходимо напоминать детям, чтобы они пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Работу по звукообразованию целесообразно начинать с детьми младшей группы. Учить детей протягивать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз. Так в своей работе я использую песню «Петушок», «Корова» М. Раухвергера. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.

3. Дикция (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие — при помощи пропускания струи воздуха между языком и нёбом, языком и зубами:

- движение («р», «т», «д»);

- утечку воздуха («ш», «ж») ;

- значительного выдоха («в», «ф», «з»).

Добиться лёгкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией можно с помощью народных прибауток, построенных в основном на одном — двух звуках. Например, я использую в своей работе такие народные прибаутки, как «Барашеньки», «Андрей — воробей», «Дин — дон». Так же очень часто в работе с детьми использую такие игровые упражнения:

- «Надуйте щёки» - (изобразите важную персону, надуйте щёки и держите 5-6 секунд). Повторите.

- «Сдуйте щёки» - (хлопком по щекам, губы в «пучок»).

- «Пение про себя».

Работа над дикцией важна во всех возрастных группах, поскольку в дошкольном возрасте у многих детей присутствуют речевые дефекты, затрудняющие чистоту интонирования. В своей в работе с детьми я использую скороговорки и чистоговорки, которые помогают добиться чистоты произношения звуков.

Перед тем, как начать работать над дикцией, обязательно делаем с детьми артикуляционную гимнастику.

4. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Очень в работе над артикуляцией помогают упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Трубочка». «Болтушка». Игровые упражнения «Лопатка», «Сладкая конфета», «Иголочка» - помогают для разминки языка. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

5. Интонирование - точное воспроизведение мелодии.

Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. Пение по фразам, предложениям даёт хороший результат, учит детей слышать пение других детей, быть внимательным, ответственным за сольное исполнение. Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и а капелла, упражнение «рисуем голосом» - этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям.

Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры и так далее).

6. Красивое, чистое исполнение песни закладывает основы ансамбля. Ансамбль – это целостность, слитность звучания. В пении хором важно научить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Так же очень важно, чтобы дети начинали петь все вместе одновременно, выдерживали темп песни и заканчивали пение так же одновременно. Слаженность в пении у детей даёт заметный результат такой приём, как пение «цепочкой».

В развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста большое значение отводится песенному творчеству или импровизации - умению творить, самостоятельно искать песенные интонации. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×