Формы и методы организации внеурочной деятельности
Современная школа стоит на пороге апробации и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихсяв рамках вариативной части образовательного плана. Школа организует эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. В новом стандарте воспитание выходит на первый план. Прописанные в нём гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.направления должны «пронизывать» учебный процесс, и внеурочную, и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.
Конечный результат введения стандарта начальной школы - это портрет выпускника начальной школы.
«Портретвыпускниканачальнойшколы»:
• любящийсвойнарод,свойкрайисвоюРодину;
• уважающийипринимающийценностисемьииобщества;
• любознательный,активноизаинтересованнопознающиймир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовыйсамостоятельнодействоватьиотвечатьзасвоипоступкиперед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновыватьсвою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Тольковурочнойдеятельностивоспитатьтакогоучениканевозможно.
В стандарте и Концепции духовно-нравственного развития учащихся
«Внеурочнуюдеятельность понимаюткакличностно-ориентированное взаимодействиепедагогаиребенка,цельюкоторогоявляетсяобеспечение условийразвития ребенка, становление его как личности в школьные годы». Она ориентирована на создание условий для:
· творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
· социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
· профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Т.о. Внеурочная деятельность является составной и неотъемлемойчастью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Цель внеурочной деятельности:создание условий дляпроявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Целью внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего
образованияявляетсявоспитаниеисоциализациядуховно-нравственной личности.
Задачи внеурочнойдеятельностисогласуются с задачами духовно- нравственного развития ивоспитания обучающихся в областиформирования личностной, социальной и семейной культуры.
Такжезадачамивнеурочнойдеятельностиможносчитать:
• мотивирование школьников к участию в различных видах внеурочной деятельности;
• обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;
• помощь школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной направленности;
• формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности.
Принципыорганизациивнеурочнойдеятельности:
· · соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
· · опора на традициииположительный опыт организациивнеурочной деятельности;
· ·опоранаценностивоспитательнойсистемышколы.
· · свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Организуя внеурочную деятельность, мы, тем самым, создаём определённыеусловия:
· Нормативно-правовоеиметодическоеобеспечение.Опираемсяна Закон «Об образовании в РФ», ФГОС, ООП; осуществляется кадровое
обеспечение (классные руководители, педагог-психолог, музыкальные работники, воспитатели, библиотекарь, учителя- предметники, специалисты УДО). Продумывается материально- техническое обеспечение (кабинеты, спортзалы, библиотека, спортплощадка, рекреации, актовый зал; интерактивное оборудование, спортивный инвентарь, аудио-системы)
· Руководствуемся не только интересами детей, но и социальным запросом общества. Выбор внеурочной деятельности осуществляется на родительском собрании. Предоставляется реестр программ, осуществляется план-учёт занятости учащихся (таблицы выбора ВУД)
· Руководствуемся требованиями к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности (проектная деятельность, портфолио).
· Организация ВУД предполагает широкую сферу деятельности: дополнительное образование в гимназии (музыкальный уклон), кружки, секции, студии в гимназии. Деятельность в рамках воспитательного процесса: классные часы, общегимназические события, соц. проекты и т.п. Осуществляется социальное партнёрство на различных уровнях.
Навнеурочнуюдеятельностьвбазисномпланевыделяется10часов
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
• 1)игровая деятельность;
• 2)познавательнаядеятельность;
• 3)проблемно-ценностноеобщение;
• 4)досугово-развлекательнаядеятельность(досуговоеобщение);
• 5)художественноетворчество;
• 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
• 7)трудовая(производственная)деятельность;
• 8)спортивно-оздоровительнаядеятельность;
• 9)туристско-краеведческаядеятельность.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Ряд направлений совпадает с видами деятельности(оптимизационная модель). В нашей гимназии направления представлены следующими программами (слайд).
Таблицапредпочтенийгимназистов.
Педагоги, отбирая формы, методы и приемыдолжны руководствоваться интересами детей, социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, крезультатам образовательной деятельности.
Методыорганизациивнеурочнойдеятельностимладшихшкольников.
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Существуют различные классификации методов. Остановимся на группе методов организации и осуществления внеурочной деятельности. В данной группе методов классификация производитсяпоисточникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).
Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение,иллюстрацию (плакаты, таблицы, картины, картины, макеты, муляжи) и демонстрацию (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач,наглядных пособий, компьютерных продуктов).
К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры
Отдельно выделим метод проектов, который является универсальным, пронизывает все направления ВУД и сочетает в себе все ранее названные методы.
Все эти методы используются в той или иной степени в зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности.
Формыорганизациивнеурочнойдеятельностишкольников.
Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.
Кружок –форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Формавыражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав,программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности - наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения
Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.).Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства.
Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчествомв определенном виде деятельности. (театр-студия, киностудия, музыкально- хореографическая студия ) Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержкаи развитие творческой одаренности.
Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм,видовзанятости,методовразвитиятворческогопотенциалаличности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).
Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников,последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированностьнаприкладные умения и достижениеуровня мастерствав освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей(выставки, конкурсы, фестивали).
Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать всенаправления внеурочной деятельности.
Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям. Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участиевоздоровительныхпроцедурах,спортивныетурниры,олимпиады,
праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в
окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.
Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально- моделирующие игры.
Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники;поисково-краеведческие экспедиции.
Общеинтеллектуальноенаправление:предметныефакультативы,олимпиады, исследовательскаядеятельность,школьныенаучные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.
Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово- развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия вколлективах художественной самодеятельности.
. Массовые, групповые и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности. Соответствие образовательных форм уровню результатов внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первыйуровень результатов
Второй уровень результатов
Третий уровень результатов
Предполагает приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых инеодобряемых формах поведениявобществеит.п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в целом.
Предполагает получениешкольником опыта
самостоятельного общественного
действия
Первый уровень результатов — приобретение школьникомсоциальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителямикак значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма, свои методы.
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами и методами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными.
Например, этическая беседа даст только понимание школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). А вот участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно- ценностной дискуссией с участием внешних экспертов,где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Необходимо помнить, что результаты должны достигаться последовательно, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями.
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем болеетретьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимыирезультатыпредшествующегоуровня.Однаковажнопонимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня.
В помощь организаторам внеурочной деятельности выпущен методический конструктор. Его авторами являются Д.В.Григорьев и П.В.Степанов.
Оноснован на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности иможет быть использован педагогами для разработки образовательныхпрограммвнеурочнойдеятельностисучётомимеющихсяв
их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Уровень результатов
Приобретение социальных знаний
(первыеуровень)
Формирование ценностного отношения к социальной
реальности
Получение опыта самостоятельного
Общественного действия
(второй уровень)
(третийуровень)
Виды (направления)
внеурочной деятельности
1. Спортивно- оздоровительная деятельность
Занятия в
спортивных секциях,беседыо ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Школьныеспортивныетурнирыи оздоровительные акции
Спортивные оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
2.
Познавательная
(предметные кружки)
Познавательные беседы, предметные
факультативы, олимпиады
Дидактический театр, общественный смотр знаний,
интеллектуальныйклуб«Что?Где?
3.
Художественное
творчество (музыкальные кружки,
театральная студия)
Когда?»
Детские исследовательские проекты, внешкольныеакции познавательной направленности (конференции, интеллектуальные марафоны и др.), школьный музей
Занятия объединений художественного творчества
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
Формы и методы организации внеурочной деятельности
Современная школа стоит на пороге апробации и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихсяв рамках вариативной части образовательного плана. Школа организует эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. В новом стандарте воспитание выходит на первый план. Прописанные в нём гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.направления должны «пронизывать» учебный процесс, и внеурочную, и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.
Конечный результат введения стандарта начальной школы - это портрет выпускника начальной школы.
любящийсвойнарод
,с
войкрайисвою
Родину
;
уважающийипринимающийценностисемьии
общества
;
любознательный
,а
ктивноизаинтересованнопознающий
мир
;
владеющий
основами
умения
учиться,
способный
к
организации
собственной деятельности;
готовыйсамостоятельнодействоватьиотвечатьзасвоипоступкиперед
семьей и обществом;
доброжелательный
,
умеющий
слушать
и
слышать
собеседника,
обосновыватьсвою
позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий
правила
здорового
и
безопасного
для
себя
и
окружающих образа жизни.
Тольковурочнойдеятельностивоспитатьтакогоучениканевозможно.
В стандарте и Концепции духовно-нравственного развития учащихся
«Внеурочнуюдеятельность понимаюткакличностно-ориентированное взаимодействиепедагогаиребенка,цельюкоторогоявляетсяобеспечение условийразвития ребенка, становление его как личности в школьные годы». Она ориентирована на создание условий для:
творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Т.о. Внеурочная деятельность является составной и неотъемлемойчастью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Цель внеурочной деятельности:создание условий дляпроявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Целью внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего
образованияявляетсявоспитаниеисоциализациядуховно-нравственной личности.
Задачи внеурочнойдеятельностисогласуются с задачами духовно- нравственного развития ивоспитания обучающихся в областиформирования личностной, социальной и семейной культуры.
Такжезадачамивнеурочнойдеятельностиможносчитать:
мотивирование школьников к участию в различных видах внеурочной
деятельности;
обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;
помощь школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной направленности;
формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности.
Принципыорганизациивнеурочнойдеятельности:
·
соответствие
возрастным
особенностям
обучающихся
,
преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на
традициииположительный
опыт
организациивнеурочной
деятельности;
·
опоранаценностивоспитательнойсистемы
школы
.
·
свободный
выбор
на
основе
личных
интересов
и
склонностей ребенка.
Организуя внеурочную деятельность, мы, тем самым, создаём определённыеусловия:
Нормативно-правовоеиметодическоеобеспечение
.
О
пираемсяна
Закон «Об образовании в РФ», ФГОС, ООП; осуществляется кадровое
обеспечение (классные руководители, педагог-психолог, музыкальные работники, воспитатели, библиотекарь, учителя- предметники, специалисты УДО). Продумывается материально- техническое обеспечение (кабинеты, спортзалы, библиотека, спортплощадка, рекреации, актовый зал; интерактивное оборудование, спортивный инвентарь, аудио-системы)
Руководствуемся
не только интересами детей, но и социальным
запросом общества
. Выбор внеурочной деятельности осуществляется на родительском собрании. Предоставляется реестр программ, осуществляется план-учёт занятости учащихся (таблицы выбора ВУД)
Руководствуемся требованиями к личностным и
метапредметным
результатам
образовательной деятельности (проектная деятельность,
портфолио
).
Организация ВУД предполагает широкую
сферу деятельности
: дополнительное образование в гимназии (музыкальный уклон), кружки, секции, студии в гимназии. Деятельность в рамках воспитательного процесса: классные часы,
общегимназические
события, соц. проекты и т.п. Осуществляется социальное партнёрство на различных уровнях.
Навнеурочнуюдеятельностьвбазисномпланевыделяется10часов
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1)игровая
деятельность;
2)
познавательная
деятельность
;
3)
проблемно-ценностное
общение
;
4)
досугово-развлекательнаядеятельност
ь
(
досуговое
общение
);
5)
художественное
творчество
;
6)
социальное
творчество
(социально
преобразующая
добровольческая деятельность);
7)трудова
я(
производственная)
деятельность;
8)
спортивно-оздоровительная
деятельность
;
9)
туристско-краеведческая
деятельность
.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Ряд направлений совпадает с видами деятельности(оптимизационная модель). В нашей гимназии направления представлены следующими программами (слайд).
Таблицапредпочтенийгимназистов.
Педагоги, отбирая формы, методы и приемыдолжны руководствоваться интересами детей, социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, крезультатам образовательной деятельности.
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Существуют различные классификации методов. Остановимся на группе методов организации и осуществления внеурочной деятельности. В данной группе методов классификация производитсяпоисточникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).
Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение,иллюстрацию (плакаты, таблицы, картины, картины, макеты, муляжи) и демонстрацию (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач,наглядных пособий, компьютерных продуктов).
К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры
Отдельно выделим метод проектов, который является универсальным, пронизывает все направления ВУД и сочетает в себе все ранее названные методы.
Все эти методы используются в той или иной степени в зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности.
Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.
Кружок –форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Формавыражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав,программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности - наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения
Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.).Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства.
Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчествомв определенном виде деятельности. (театр-студия, киностудия, музыкально- хореографическая студия ) Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержкаи развитие творческой одаренности.
Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм,видовзанятости,методовразвитиятворческогопотенциалаличности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).
Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников,последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированностьнаприкладные умения и достижениеуровня мастерствав освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей(выставки, конкурсы, фестивали).
Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать всенаправления внеурочной деятельности.
Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям. Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участиевоздоровительныхпроцедурах,спортивныетурниры,олимпиады,
праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в
окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.
Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально- моделирующие игры.
Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники;поисково-краеведческие экспедиции.
Общеинтеллектуальноенаправление:предметныефакультативы,олимпиады, исследовательскаядеятельность,школьныенаучные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.
Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово- развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия вколлективах художественной самодеятельности.
. Массовые, групповые и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности. Соответствие образовательных форм уровню результатов внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первыйуровень результатов
Второй уровень результатов
Третий уровень результатов
Предполагает приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых инеодобряемых формах поведениявобществеит.п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в целом.
Предполагает получениешкольником опыта
самостоятельного общественного
действия
Первый уровень результатов — приобретение школьникомсоциальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителямикак значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма, свои методы.
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами и методами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными.
Например, этическая беседа даст только понимание школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). А вот участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно- ценностной дискуссией с участием внешних экспертов,где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Необходимо помнить, что результаты должны достигаться последовательно, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями.
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем болеетретьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимыирезультатыпредшествующегоуровня.Однаковажнопонимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня.
В помощь организаторам внеурочной деятельности выпущен методический конструктор. Его авторами являются Д.В.Григорьев и П.В.Степанов.
Оноснован на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности иможет быть использован педагогами для разработки образовательныхпрограммвнеурочнойдеятельностисучётомимеющихсяв
их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Уровень результатов
Приобретение социальных знаний
(первыеуровень)
Формирование ценностного отношения к социальной
реальности
Получение опыта самостоятельного
Общественного действия
(второй уровень)
(третийуровень)
Виды (направления)
внеурочной деятельности
1. Спортивно- оздоровительная деятельность
Занятия в
спортивных секциях,беседыо ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Школьныеспортивныетурнирыи оздоровительные акции
Спортивные оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
2.
Познавательная
(предметные кружки)
Познавательные беседы, предметные
факультативы, олимпиады
Дидактический театр, общественный смотр знаний,
интеллектуальныйклуб«Что?Где?
3.
Художественное
творчество (музыкальные кружки,
театральная студия)
Когда?»
Детские исследовательские проекты, внешкольныеакции познавательной направленности (конференции, интеллектуальные марафоны и др.), школьный музей
Занятия объединений художественного творчества
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме