Театральное искусство, пришедшее к нам из глубин древности, в течении многих веков было единственным видом общественного зрелища. Театральное искусство развивается в борьбе противоречий различных школ и направлений, художественных идей и методов. Театральная педагогика и режиссура за последние годы шагнули далеко вперед. Преподаватели театрального искусства предлагают новые формы, приемы и методы обучения учащихся театральных дисциплин школ искусств, а также студентов СУЗОВ и ВУЗОВ.
С чего же нужно начинать работу в театральных классах школ искусств, когда группы уже набраны и творческий процесс пошел.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Курчатовская детская школа искусств»
Методический доклад
на тему:
«Формы и методы работы на уроках театрального искусства»
подготовила преподаватель театрального отделения
Мосолова Анна Андреевна
г. Курчатов - 2021 год
Театральное искусство, пришедшее к нам из глубин древности, в течении многих веков было единственным видом общественного зрелища. Театральное искусство развивается в борьбе противоречий различных школ и направлений, художественных идей и методов. Театральная педагогика и режиссура за последние годы шагнули далеко вперед. Преподаватели театрального искусства предлагают новые формы, приемы и методы обучения учащихся театральных дисциплин школ искусств, а также студентов СУЗОВ и ВУЗОВ.
С чего же нужно начинать работу в театральных классах школ искусств, когда группы уже набраны и творческий процесс пошел. Во- первых главная задача преподавателя театральных дисциплин заключается в том, чтобы, определить индивидуальность учащегося, например, наклонность к комизму или лиризму, во- вторых, развивать его природные способности и в- третьих, дать приемы к работе в театральном направлении. Порой ребенок зажат, стесняется, особенно часто это бывает у талантливых детей: талант скромен, он не терпит демонстрации. Тогда перед преподавателем стоит неимоверно трудная задача- найти «манки», чтобы раскрыть центры ранимости, эмоциональной уязвимости своего ученика. Процесс обучения ребенка есть не что иное, как детальное, терпеливое изучение психофизических данных учащихся, активное вмешательство в их творческие искания, помощь в постижении самих себя. Мне, да и любому преподавателю театральных дисциплин очень легко работать с подвижными, эмоциональными детьми.Талантливый ребенок это, прежде всего дар Божий, в данный момент я говорю об органике. Если ребенок каждое слово, каждое действиепропускает через себя, через свой мозг, через свое сердце, значит его место на сцене.
Любой предмет начинается с речевой гимнастики. Она идет буквально 10 минут, но это дает большой результат в моей работе, ведь правильное и здоровое дыхание, четкость и произношение, громкость и энергетика звука - это инструменты, которыми необходимо владеть любому актеру. На протяжении учебного года мы очень много выполняем упражнений по развитию внимания, памяти и, конечно же, и воображения. На уроках мы пытаемся развить воображение постоянными тренировками, сочиняем веселые рассказы от имени неодушевленных предметов: перчатки, телефона, дневника. Дети начинают фантазировать интересно и увлекательно. А хорошо ли быть неодушевленным предметом? О чем этот предмет думает? О чем мечтает? Какие события могут произойти с ним? В конце учебного года самые лучшие, запоминающиеся работы вынесены на экзамен.
Одна из интересных форм работы «этюды». Этюд- это простейший вид драматического произведения. Этюды бывают разные по тематике, но при их воплощении выдвигаются те же требования, что и к постановке пьес. В этюде должны быть: тема, идея, конфликт и событие. В своих этюдах учащиеся театрального отделения являются соавторами и исполнителями своих работ. Дети сами выбирают тему для инсценировок, сочиняют сюжет и сами набирают актерский состав из своих товарищей. Такая методика очень хорошо развивает воображение, творческие способности учащихся, чувство ответственности и товарищества.
Интересная форма работы на уроках по предмету «Художественное слово» - скороговорки, их мы произносим в разных сценических образах, разными интонациями и в разными эмоциях. Это помогает юным актерам не только овладеть четкой, эмоциональной речью, но это еще и развивает актерские навыки и творческие способности ребенка.
Основная методика преподавания на театральном отделении- это совместная деятельность ученика и учителя. Преподаватель не должен объяснять как ребенку нужно играть ту или иную роль, он должен показать на практике как нужно играть, как нужно действовать на сцене в определенных предлагаемых обстоятельствах, как творить образ из самого себя, вживаться в роль и понять своего героя. На своих уроках я как преподаватель все речевые упражнения выполняю вместе с учащимися, произношу каждую скороговорку, каждую потешку, в театральных играх я тоже принимаю участия, проигрываю роль каждого исполнителя, делаю это с энтузиазмом, эмоционально, радостно, показывая тем самым, что я очень люблю то, чем занимаюсь и хочу что бы и дети это любили, так же как и я.
Ян Амос Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность. Я также считаю, что каждый учитель должен, прежде всего, своим трудолюбием, любовью к детям, преподаваемому предмету, передавать учащимся знания, умения, навыки, и своей энергетикой заряжать их и в совместной деятельности добиваться высоких результатов.
Используемая литература: М.А. Карпушкин «Размышление о театральной педагогике». Самара 2001г.