Межполушарное взаимодействие играет важную роль в развитии когнитивных и моторных функций, особенно у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Улучшение координации между правым и левым полушариями мозга способствует развитию речевых, моторных и социальных навыков. Рассмотрим основные методы и упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия у детей с РАС, а также предложим практические рекомендации для воспитателей и родителей
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ С РАС
Межполушарное взаимодействие играет важную роль в развитии когнитивных и моторных функций, особенно у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Улучшение координации между правым и левым полушариями мозга способствует развитию речевых, моторных и социальных навыков. Рассмотрим основные методы и упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия у детей с РАС, а также предложим практические рекомендации для воспитателей и родителей.
Одним из эффективных методов являются игры, стимулирующие координацию движений и улучшение связи между полушариями мозга. Одним из таких упражнений является "Ленивые восьмерки". Для выполнения этого упражнения ребенку нужно рисовать в воздухе или на бумаге символ бесконечности (восьмерку, лежащую горизонтально). Движение должно быть плавным и непрерывным, проходя через центральную ось тела. Это упражнение помогает улучшить зрительно-моторную координацию и активизировать межполушарные связи.
Игры с мячом также способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Например, игра "Поймай и брось мяч" требует от ребенка координации движений обеими руками и концентрации внимания. Важно, чтобы ребенок использовал обе руки поочередно, бросая и ловя мяч. Эта игра помогает улучшить координацию и реакцию, а также развивает внимание и концентрацию.
Упражнения с использованием зеркала также эффективны для развития межполушарного взаимодействия. Одним из таких упражнений является "Зеркальное рисование". Ребенок и взрослый сидят друг напротив друга, и ребенок должен повторять движения взрослого, как если бы смотрелся в зеркало. Например, взрослый рисует круг правой рукой, а ребенок одновременно рисует круг левой рукой. Это упражнение помогает улучшить координацию движений и синхронизацию между полушариями мозга.
Мелкая моторика играет важную роль в развитии межполушарного взаимодействия. Упражнения, требующие точных и координированных движений пальцев, такие как "Перекатывание шариков между пальцами" или "Нанизывание бусин на шнурок", помогают активизировать работу обоих полушарий мозга. Эти упражнения также способствуют развитию концентрации и внимания.
Музыкальные игры и занятия также способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Например, игра на музыкальных инструментах, таких как пианино или барабаны, требует координации движений обеими руками и синхронизации ритма. Музыкальные игры помогают улучшить слуховое восприятие, координацию и моторные навыки.
Для успешного внедрения игр и упражнений в образовательный и домашний процесс важно учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Воспитатели и родители должны адаптировать упражнения под уровень развития и интересы ребенка, обеспечивая поддержку и поощрение. Важно также создавать позитивную и мотивирующую обстановку, где ребенок будет чувствовать себя уверенно и комфортно.
Регулярность и последовательность выполнения упражнений играют ключевую роль в достижении положительных результатов. Воспитатели и родители могут составить расписание занятий, включающее разнообразные упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Например, ежедневные занятия по 15-20 минут помогут достичь устойчивых результатов и способствовать общему развитию ребенка.
Таким образом, использование игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с РАС является важным компонентом образовательного и терапевтического процесса. Применение разнообразных методов, таких как "Ленивые восьмерки", игры с мячом, упражнения с зеркалом, мелкая моторика и музыкальные занятия, способствует улучшению когнитивных и моторных функций.
Список литературы
Сдержикова
, Е. В. Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «
Нейрогимнастика
по Бернштейну» / Е.
В.
Сдержикова
, Н. И. Немчинова, О. М. Алексеенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 56-58.
Садыков К.И.,
Кулейменов
А.Ж.,
Кулейменова
Л.М., Саликов Ж.К.
Л
ечебная физкультура в системе коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра // Научное обозрение. Педагогические н
ауки. – 2018. – № 5. – С. 30-34.
Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации – Тамбов: ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», 2023. – 143 с.