Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности. Работа №361789

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование функциональной грамотности младших школьников становится одной из приоритетных задач современной системы образования. В условиях стремительно меняющегося мира недостаточно передавать ученикам только академические знания; важно формировать у них способность ориентироваться в сложных ситуациях, критически мыслить, применять знания в различных контекстах. Именно поэтому интеграция урочной и внеурочной деятельности приобретает особую актуальность. Она позволяет создавать условия, в которых ребёнок не только осваивает учебный материал, но и закрепляет его через практическую деятельность, рефлексию, самостоятельное исследование.

Работа:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности

 

 

Формирование функциональной грамотности младших школьников становится одной из приоритетных задач современной системы образования. В условиях стремительно меняющегося мира недостаточно передавать ученикам только академические знания; важно формировать у них способность ориентироваться в сложных ситуациях, критически мыслить, применять знания в различных контекстах. Именно поэтому интеграция урочной и внеурочной деятельности приобретает особую актуальность. Она позволяет создавать условия, в которых ребёнок не только осваивает учебный материал, но и закрепляет его через практическую деятельность, рефлексию, самостоятельное исследование.

Функциональная грамотность включает несколько ключевых компонентов: читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность, а также креативное и критическое мышление. Каждый из этих аспектов может и должен развиваться не только в рамках традиционных уроков, но и во внеурочной деятельности, которая предоставляет дополнительные возможности для практического применения знаний. Например, читательская грамотность формируется не только на уроках литературного чтения, но и в театральных кружках, проектах по созданию школьных газет, участии в дебатах. Математическая грамотность может развиваться в шахматных клубах, инженерных секциях, финансовая – в экономических играх, создании мини-бизнесов, управлении виртуальными бюджетами.

Важным инструментом интеграции является проектная деятельность. Например, в рамках изучения природных явлений учащиеся могут не только проходить теоретический материал на уроках окружающего мира, но и разрабатывать мини-исследования во внеурочное время: вести дневники наблюдений за погодой, анализировать влияние экологической ситуации на местную флору и фауну, проводить эксперименты. Это способствует развитию не только познавательных навыков, но и умения планировать деятельность, работать в команде, анализировать и презентовать результаты.

Межпредметные связи – ещё один эффективный способ интеграции урочной и внеурочной деятельности. Например, при изучении темы «Древний мир» на уроках истории можно предложить детям создать макеты античных построек на занятиях по технологии или нарисовать иллюстрации к мифам на уроках ИЗО. Это не только углубляет понимание темы, но и делает процесс обучения более увлекательным, стимулируя познавательный интерес.

Интеграция внеурочной деятельности также важна для формирования социальных навыков и адаптации детей к жизни в обществе. Например, школьники могут участвовать в благотворительных проектах, организовывать экологические акции, проводить опросы среди жителей города, изучая реальные социальные и экологические проблемы. Такие активности развивают не только функциональную грамотность, но и гражданскую ответственность, эмоциональный интеллект, коммуникационные навыки.

Одним из ключевых вызовов при интеграции урочной и внеурочной деятельности является необходимость продуманного педагогического сопровождения. Важно, чтобы внеурочная деятельность не воспринималась как развлекательное дополнение к основному образовательному процессу, а была логически связана с уроками, дополняла их и расширяла возможности для применения знаний. Это требует от учителя гибкости, креативного подхода, способности видеть образовательный процесс в целом, а не разрозненными фрагментами.

Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности представляет собой мощный инструмент развития функциональной грамотности младших школьников. Она позволяет формировать устойчивые навыки осмысленного чтения, работы с информацией, решения практических задач, сотрудничества, критического мышления. Именно такая модель образования наиболее полно отвечает современным вызовам и требованиям общества, обеспечивая не просто передачу знаний, а подготовку детей к реальной жизни.

 

 

Список литературы

Галич Т. Н. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся / Т. Н. Галич, Ф. С. Газизова, П. И. Мухаметшина. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 373-376. — URL:

https://moluch.ru/archive/389/85613/

Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) / Е. И. Кристинина. —

Текст :

непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы

VI

Междунар

. науч.

конф

. (г. Москва, июнь 2015 г.). —

Москва :

Буки-Веди, 2015. — С. 100-104. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8132/

Машарова

Т. В.

,

Радачинская

Э. С.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.

Социокинетика

. 2019.

№3.

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

integratsiya

-

urochnoy

-

i

-

vneurochnoy

-

deyatelnosti

-

kak

-

sredstvo

-

razvitiya

-

poznavatelnoy

-

aktivnosti

-

mladshego

-

shkolnika

Скачать работу
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×