Методические требования к проведению урока-игры, подбор заданий, критерии оценки.Технология проведения урока-викторины. Значение интеллектуальной игры в учебном процессе.
В период кардинальных общественных перемен,урок остаетя основной формой учебной работы в школе. Современный урок должен быть ярким и интересным, способствовать эффективности обучения. Важную роль в образовательном процессе играют нетрадиционные уроки. Такие уроки помогают не только усвоить учебный материал , но и научить школьников учиться,подготовить ученика к профессиональному выбору,сформировать полноценную личность.
Интеллектуальная игра
на уроках истории России в старших классах
(урок – викторина)
Творческая работа
Иваницкой Инны Александровны
учителя истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №59 с углубленным изучением предметов»
г.Саратов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .
Глава 1. Интеллектуальная игра на уроках истории
Раздел 1. Методические требования к подготовке учебной игры.
Раздел 2. Подбор заданий к уроку-викторины.
Раздел 3. Критерии оценки итогов интеллектуальной игры.
Глава 2.Технология проведения урока-викторины
Введение.
Современная концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».1 Государственная политика в области образования ставит перед учителем задачу «… свободного развития личности. Воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».2
На историю как на школьный предмет возлагались и возлагаются задачи нравственного воспитания учащихся, формирования чувства патриотизма и гражданской ответственности.
«Эта дисциплина уникальна по своему влиянию на формирование системы мышления, она дает возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве, вооружает его знанием исторического опыта, что в итоге позволяет объективно оценивать современные политические и социальные процессы».
В период кардинальных общественных перемен, урок остается основной формой организации учебной работы в школе. Современный урок должен быть ярким и интересным, способствовать эффективности обучения.
Время требует от учителя использования в разных видах учебной деятельности оригинальных приемов, активизирующих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей школьников.
Важную роль в этом процессе играют нетрадиционные уроки.
Современные школьные планы и программы требуют усвоения большого объема учебного материала. В этих условиях нетрадиционные уроки помогают не только усвоить программный материал, но и научить школьников учиться, решать нестандартные задачи, подготовить учеников к профессиональному выбору, способствуют формированию высоких нравственных качеств. Что и является основной целью современного школьного образования3.
В моей практике наиболее интересно и эффективно проходят уроки-викторины. Они дают возможность в рамках современного урока не только проверить и закрепить знания учеников, но и отработать необходимые умения и навыки. На таких уроках школьники получают возможность использовать внешкольные знания. Сегодня учащимся доступна практически любая информация от многочисленных справочников и энциклопедий до международной сети Интернет. Подготовка к викторине, разнообразный характер заданий стимулируют самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. Урок-викторина позволяет увлечь, заинтересовать, не оставить равнодушным ни одного ученика в классе.
Некоторые задания, отдельные элементы, фрагменты урока можно использовать в классах с разным уровнем знаний.
Федеральная образовательная программа дает возможность школе, обеспечивая инвариант, реализовать региональные и школьные компоненты.
Учитель получает простор для самостоятельной деятельности.
Разнообразить задания и экономно использовать время урока помогут рабочие тетради, учебные и методические пособия по истории.
Цель данной творческой работы – на основе многочисленных исследований и публикаций, а также исходя из собственного опыта, собрать и обобщить методический материал по системе подготовки, проведения и проверки результатов усвоения учебного материала на уроках нетрадиционной формы (Интеллектуальная учебная игра).
На примере урока-викторины в 10-м классе «Эпоха Петра Великого» показать, как учитель может использовать эти теоретические знания в своей работе.
Первая глава раскрывает вопросы:
а) методические требования к подготовке учебной игры,
б) критерии подбора учебных заданий к уроку-викторине,
в) требования к проверке уровня усвоения материала.
Вторая глава посвящена технологии проведения урока-викторины. Изложен опыт работы.
Глава 1. Интеллектуальная игра на уроках истории
Раздел 1. Методические требования к подготовке учебной игры.
История – один из важнейших стержневых гуманитарных предметов в школе, где формируются необходимые школьнику интеллектуальные умения. Чтобы написать реферат или сделать доклад на заданную тему, надо научиться работать с текстом, уметь выбирать из него главное, выделять основную мысль, сопоставлять факты, анализировать источники.1
Учеников надо научить слушать друг друга, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Урок истории – один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где легко возникает атмосфера творчества, где можно организовать обсуждение прочитанного, познавательные игры, решение проблемных задач.
Сегодня в условиях изменения структуры и содержания образования вряд ли уместно применять одну единственную, даже очень хорошо отработанную, технологию проведения урока. На первый план выдвигаются вопросы совершенствования методики преподавания истории.
В настоящее время накоплен богатый опыт проведения нетрадиционных уроков:
урок – устный журнал,
урок – защита рефератов,
урок – заочное путешествие,
урок – рецензия,
урок – диспут,
урок – ролевая игра,
урок – викторина
и множество других.
Превосходный результат дает нетрадиционная форма закрепления материала. Повторительно-обобщающие уроки в форме интеллектуальной игры помогают решить многие проблемы современного школьного образования.
Старшеклассники проявляют большой интерес к познавательным играм. Ведь они выполняют те же задачи, что и задания репродуктивного характера и, кроме того, помогают школьникам лучше представить то или иное событие, способствуют развитию памяти, расширяют кругозор, возбуждают и поддерживают интерес к истории. Исторические игры активизируют творческую самостоятельность школьников.
Известный «ученый Луи де Броиль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общего с работой ученного. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра».
Педагогическая наука предъявляет к учебной игре ряд требований:
Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельности учащихся.
Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции. Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое на уроках оформление – красочным и разнообразным.
В игре обязателен элемент соревнования между командами или
отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению
установленных правил, активизирует деятельность.
Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.
2
В выборе нестандартных уроков нужна мера. Место нетрадиционного
урока определяется учителем в зависимости от конкретных условий,
содержания материала и уровня подготовки класса.
Урок предварительного обобщения или итоговый урок, по завершению изучения темы, можно проводить в форме интеллектуальной игры.
Особенно интересно и с большой отдачей проходят в 10 – 11 классах уроки- викторины: «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Колесо истории» и др.
К таким урокам нужно тщательно готовиться:
- давать предварительные задания;
- объяснить построение урока;
- определить роль и задачи каждого ученика;
- готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал;
- использовать внепрограммный материал.
Необходимо помнить правило – не применять эту форму урока слишком часто. И чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного урока в традиционном: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словарями дат, составление кроссвордов, подготовка и защита рефератов, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО.
Все это залог успеха и эффективности провторительно-обобщающего урока.
Раздел 2. Подбор заданий к уроку-викторине.
Условием хорошего результата урока является правильный подбор заданий. Учитель должен убедиться, что подготовленные им задания соответствуют следующим требованиям:
Охватывают основное содержание изучаемого материала.
Направлены на получение наиболее важных знаний по теме.
Сосредотачивают внимание на важнейших, узловых вопросах темы.
Характер заданий интересен для школьников.
Вопросы удачно сформулированы.
Задания имеют достаточную трудность и одновременно посильны для учеников.
Также важна «… вариативность учебных заданий для учащихся по виду, характеру, уровню познавательной деятельности».1
Особое внимание необходимо уделить познавательно-развивающим заданиям, т.к. они составляют основу интеллектуального развития школьников, помогают выстроить логическую линию урока-викторины.
Характерные особенности познавательно развивающих вопросов:
- каждый вопрос – это маленькая страничка живой истории со своими действующими лицами, сюжетом, интригой;
- формулировка вопроса должна быть предельно лаконична и понятна учащемуся;
- обязательное наличие в вопросе «ниточки» (ключевое слово, дополнительная конкретизация, ссылка на известное и т.д.), потянув за которую, учащиеся быстрее приходят к правильному ответу;
- природная русская смекалка, находчивость, сообразительность, творческое мышление выступают доминирующим фактором в поисках
правильного ответа;
- отсутствие прямой зависимости от изучаемого материала уравнивает шансы в поисках правильного ответа;
- поиск ответа призван развить не только умственные способности школьника, но и стимулировать его дальнейшую потребность в историческом познании;
- конечный результат вопроса (ответ) должен не только укрепить положительную обратную связь между учителем и учащимися, но и способствовать дальнейшему совместному творчеству.2
Учитель на уроках такого типа должен стараться занять нейтральную позицию, так как главные действующие лица – сами учащиеся. «Желательно вообще передать часть своих функций ученикам (организаторские, аналитические, информационные, стимулирующие, оценочные)».1
Раздел 3. Критерии оценки итогов нетрадиционного урока.
Контроль по итогам изучения темы происходит непосредственно на уроке. В ходе интеллектуальной игры идет неформальный устный опрос. Учитель (желательно и его помощники) фиксируют положительные ответы учеников. В качестве дополнительного средства контроля можно использовать жестко формализованный письменный опрос (тесты, исторический диктант и др.). Форма задания должна давать возможность выполнения и проверки работ в сжатые сроки, предполагая разнообразие вариантов вопросов.
В содержательном отношении необходимо ориентироваться на проверку «уровня усвоения учащимися следующих компонентов:
- знание основных событий, исторических деятелей, исторической географии, памятников духовной и материальной культуры изученного
периода;
- овладение новыми понятиями и терминами;
- понимание причинно-следственных связей и сущностных особенностей изучаемых явлений и процессов».2
В итоге урок не только способствует усвоению знаний, но и
формированию важнейших умений и навыков:
1. Развитие навыков работы с информацией;
- работа с учебником как основной способ получения информации,
- поиск и отбор материала в литературе,
- поиск и отбор материала в Интернете,
- обработка информации, собранной из источников разного вида и типа,
- подготовка собранного материала для презентации одноклассникам.
2. Развитие коммуникативных умений;
- обучение навыкам групповой работы,
- развитие навыков работы с аудиторией.1
Глава 2.
Технология проведения урока-викторины.
В 10-м классе, в рамках изучения главы VI «Россия в конце XVII-XVIII в.», я провожу урок предварительного обобщения по теме «Эпоха Петра Великого» (урок-викторина).
Особенно эффективно такие уроки проходят в классах с высоким уровнем инициативы, активности, самостоятельности и коммуникативности учащихся.
Уже на вводной лекции необходимо обозначить основные вопросы темы, которые предстоит рассмотреть при ее изучении, сообщить учащимся об итоговой интеллектуальной игре. Учитель предлагает учащимся список дополнительной литературы. На уроках школьники составляют таблицы, схемы, опорные конспекты, работают со словарями, историческими датами, готовят сообщения.
Накануне итогового урока необходимо объяснить учащимся построение будущего урока-викторины (см. приложение 1).
Урок-викторина «Эпоха Петра Великого» состоит из пяти конкурсов.
Для проведения викторины класс делиться на команды: политологи, экономисты, культурологи. Это группы случайного выбора сформированные на основе жеребьевки.
Для оценки ответов товарищей избирается «сенат» (3 человека из класса). Ему учитель частично передает аналитические, информационные и оценочные функции.
Учитель - объясняет цель урока и объявляет первый тур.
Представители от команд должны дать краткую характеристику реформ Петра I, каждый в своей сфере. Учащиеся сами определяют, кто более ярко и содержательно представит команду в этом конкурсе (выступление не более 3-й минут).
Вторая часть задания.
Каждая группа подготовила своему сопернику историческую задачу. Команды обмениваются заданиями и, через 1 минуту, слушаем ответ (см. приложение).
Второй тур.
Конкурс подготовили «сенаторы». Они предлагают по биографическим данным узнать современников Петра I (см. приложение).
Третий тур.
Учитель проводит блиц-опрос по основным понятиям и датам темы. Работают все команды. Фронтальный опрос (см. приложение).
Четвертый тур.
На доске размещены творческие работы учащихся (работы подготов-лены заранее). Задача – выбрать символ эпохи Петра I, свое решение аргументировать. На этом этапе урока возможна дискуссия. «Сенаторы» оценивают убедительность выступлений товарищей (см. приложение).
Пятый тур.
Тесты завершают викторину. Они выполняют функцию средства дополнительного контроля (см. приложение).
Во время тестирования «сенаторы» подсчитывают баллы каждого участника викторины.
Итоги урока сообщает учитель. Обычно оценки получают 10 – 15 человек, а к следующему уроку ученики узнают итоги тестирования. Таким образом, учитель сможет оценить подготовку каждого ученика.
Элементы викторины сделают более ярким и запоминающимся любой традиционный урок, а методические находки на традиционном уроке могут с успехом применяться в итоговой викторине.
Часто материал параграфов насыщен большим количеством терминов и дат, необходимых для запоминания. Именно этим отличается тема «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV – XV в.в.» 10 класс. Для лучшего усвоения новой информации ученикам предлагается самостоятельно составить блиц-опрос по теме (7 – 10 вопросов). Проверка домашнего задания начинается «разминкой». Учащиеся приглашаются парами, задают друг другу вопросы и отвечают на них. Учитель следит, чтобы основные термины (подсека, перелог, трехполье, вотчина, поместье, зависимое население, посадские люди) были упомянуты.
Изучение каждой главы или раздела обязательно заканчивается темой культуры. Эти темы содержат большой объем информации. Усвоить и закрепить учебный материал поможет кроссворд по ключевому слову.
Например: тема «Культура и быт XIV – XV в.в.» 10 класс.
Ключевое слово – житие.
Разновидность мужской одежды (кожух)
.
Самая известная работа Андрея Рублева (Троица).
Третий ярус богатого дома (терем).
Известное литературное произведение о битве на Куликовом Поле (
Задонщина
).
Знаменитый живописец (Ф Грек).
Работа с кроссвордом сопровождается комментариями учителя и учеников, используется дополнительная информация. Можно подготовить сообщения, иллюстрации и т.д.
Предварительное повторение по теме: «Политическая раздробленность Руси» в 10 классе, я провожу, используя тесты. Задание теста может быть следующим: «назвать княжество, о котором идет речь в каждом из перечисленных ниже фактов». Дается перечень ответов: «Черниговское, Новгородское, Киевское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество». Работа идет по вариантам.
Эта форма повторения и закрепления материала способствует более глубокому усвоению знаний, стимулирует познавательную деятельность учащихся, экономит время урока.
Обсуждение темы «Эпоха дворцовых переворотов» 10 класс, можно начать с исторической задачи. Учитель демонстрирует репродукцию картины В.И.Сурикова «Меньшиков в Березове» и предлагает объяснить:
а) с каким периодом истории России связан сюжет картины,
б) в чем трагизм ситуации,
в) всегда ли смена эпох – это трагедия людей?
Ребята учатся размышлять, анализировать, делать выводы, аргументиро-вано отстаивать свою точку зрения.
Урок-викторина позволяет использовать разнообразные задания, предполагает совместное творчество учителя и учеников, разнообразит учебный процесс, развивает интерес к предмету.