Использование фигурных дыроколов на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ можно отнести к одному из многих направлений арт-террапии, которая всё более и более используется в корекционной педагике. Это направление способствует более качественному усвоению материяла (особенно при накоплении активного словарного запаса); снимает эмоциональное напряжение , повышает самооценку обучающихся и дарит родителям особенных детей незабываемые яркие впечатления.
Использование фигурных дыроколов на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ можно отнести к одному из многих направлений арт-террапии, которая всё более и более используется в корекционной педагике. Это направление способствует более качественному усвоению материяла (особенно при накоплении активного словарного запаса); снимает эмоциональное напряжение , повышает самооценку обучающихся и дарит родителям особенных детей незабываемые яркие впечатления.
«Фигурные дыроколы - как средство формирования познавательной деятельности учащихся на логопедических занятиях».
В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка. А известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев».
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Для детей с ОВЗ характерны не только полиморфные нарушения речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость, поэтому на логопедических занятиях вся работа строится в игровой форме, понятной и интересной ребенку, нужны сюрпризные моменты. Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда. Для достижения этой цели используются фигурные дыроколы.
Занятия превращаются в «творческие мастерские», при этом достигаются хорошие результаты развития речи. Использование фигурных дыроколов формирует не только познавательный интерес учащихся, но и позволяет успешно работать над развитием всех компонентов речи: фонетико–фонематической стороной, грамматическим строем, лексикой. Формирование познавательного интереса к обучению – важное средство повышения качества обучения.
Лексическая тема: «Деревья весной». Изготовление аппликации «Береза весной». Предварительно с ребенком разбираем части дерева: корни, ствол, ветки, листья. Вводим в пассивный и активный словарь новое слово крона. Обращаем внимание ученика на белый цвет ствола дерева. Основную часть листьев для будущей аппликации предварительно готовит логопед, и ребенок вырезает самостоятельно 10-15 листьев. Затем, смазав ветки нарисованной березы клеем ПВА (сам, или с помощью логопеда), ученик посыпает готовыми листьями ветки дерева (используется щипковый или пинцетный захват пальцев). В итоге, при незначительных усилиях со стороны ученика, получается прекрасная аппликация, которая позволит логопеду, совершенно заслуженно, похвалить ученика, формируя у него и у его родителей положительные эмоции (момент успешности ребенка).
Формируем и развиваем пинцетный и щипковый захват. Можно работать по очереди правой и левой рукой.
Формируем понятие «крона дерева».
Формируем и закрепляем понятие признаки весны: на деревьях появляются листья, прилетают птицы.
Признаки весны: солнце пригревает, появляются листья на деревьях, из теплых краев прилетаю птицы, цветут первые цветы – подснежники. Месяц апрель.
Месяц апрель. Появляется зеленая трава.
Коллективная работа 1Б класса. Аппликация «Признаки весны. Деревья весной». Здесь можно видеть клен, дуб, березу.
Аппликация «Цветущее дерево». Месяц май.
Формируем и развиваем признаки поздней весны: распустились листья и цвет на деревьях. Появилось много насекомых. Летают бабочки и стрекозы.
Конец мая. Близко лето. Цветут цветы. Формируем понятие «букет».
Момент успешности ребенка , как ученика, фомируется с течением времени. Это однай из самых важных задачь коррекционного педагога, в процессе формирования психологического здоровья. Фигурные дыроколы являются одним из инструментов, решающих эту задачу. В конечном итоге, работа с фигурными дыроколами, способствует социальной адаптации ребенка с ОВЗ.
Кроме того, последующее обсуждение поделки на заданную тему, с друзьями, родственниками, знакомыми – способствует развитию диалогической и монологической речи ребенка.