Использование музыкально-дидактических пособий и игр в музыкальном развитии детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представления о музыке, её выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкальные способности и возникает интерес к музыке. Использование наглядных пособий активизирует умственную деятельность ребёнка, развивает его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческих характер.
Доклад: «Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Автор: Кудря Полина Сергеевна МБДОУ д/с № 102 г. Таганрог
Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного изучения материала.
В работе с применением игровых технологий на занятиях ставится цель: формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме посредством – музыкально-дидактических пособий и игр, использовать в играх все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
Приобщать детей к музы
кальной культуре, расширять их
музыкальный кругозор.
Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального
звука
(высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях)
Прививать интерес к
самостоятельной
музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской)
В результате работы с применением игровых технологий:
Дети легче усваивают и запоминают материал занятия.
Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.
В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки.
Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
На музыкальном занятии игровые приёмы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы слушания музыки или её разучивание не оказались слишком утомительными. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с 2х-3х лет их основная задача – это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Разбуди мишку», «Догонялки», «Маленькие зайки». В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов. Давайте рассмотрим несколько вариантов:
Технология
элементарного
музицирования
— использование
технологии Т
атьяны
Тютюнниковой
«Элементарное музицирование с дошкольниками».
Эта игровая технология содействует развитию творческих способностей детей и природной музыкальности. Двумя основными принципами технологии являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.
Дети играют на инструментах, танцуют и аккомпанируют себе, придумывают музыкальную сказку или озвучивают стихи — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Основные виды детской деятельности, применяемые в технологии - пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека. Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)
Игроритмика
и
Игрогимнастика
– является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Цель технологии :развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.
Танцевально
–
игровая технология
.
Игротанец
-
новый термин в области хореографии. Что главное в танце? Во-первых – движение,
во вторых
– ритм, в третьих музыка. То есть танец – это ритмическое движение под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в свои силы.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку в дошкольных учреждениях проводятся совместные праздники и развлечения с родителями. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах вместе с детьми. Они не требуют специальной подготовки, движения диктуются текстом. Дети воспринимают их как игры, не требующие особого запоминания.
Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы), флешмобы.
Театрально-игровая технология
.
Театрально – игровой технологии отведено особое место в работе музыкального руководителя. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.
В работе с детьми музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона.
Песни — инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально – ритмические игры и упражнения, декламация под музыку.
Использование
на занятиях
информацио
нно-коммуникационных технологий – это
разработка мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в музыкальную деятельность
.
Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Благодаря мультимедийным проектам, процесс слушания музыки превращается в увлекательное путешествие. Дети с удовольствие не только слушают музыку, они с интересом
,
с легкостью запоминают услышанные на занятии мелодии.
Также
п
резентации незаменимы при знакомстве с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
С применением красочных озвученных презентаций, проводятся музыкально-дидактические игры, такие, как «Угадай звучание музыкального инструмен
та», «Кто к нам в гости пришёл?
»
,
«Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и очень много других.
Вывод: Таким образом, игровые технологии являются действенным и активным средством, влияющим на личностное развитие детей. Важно помнить, используя игровые технологии в различных видах музыкальной деятельности, главное дать детям самим почувствовать характер музыки и охарактеризовать ее прежде, чем мы дадим собственную характеристику произведению. Это поможет ребенку ощутить свое собственное я, а музыкальному руководителю занимательнее и эффективнее провести тот или иной раздел занятия.