Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование заданий по формированию ЕНГ. Работа №327489. Номер работы: №327489

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рассмотрим возможный вариант проведения урока биологии с использованием заданий по формированию естественно-научной грамотности, требующих применения интеллектуальных операций. В качестве примера остановимся на программе 5 класса и новом учебнике «Биология: 5 класс: базовый уровень» серии «Линия жизни» под редакции В.В. Пасечника, который соответствует новой рабочей программе по биологии. Мы остановимся на теме «Эксперимент в биологических исследованиях» и методике его проведения. Урок лучше начать с изучения теоретической части параграфа. Затем, чтобы пробудить интерес к проведению исследования и отработать умения работать с гипотезой, можно предложить учащимся выполнить мотивационное задание 1/4 «Суперспособности растений. Задание лучше выполнить в группах. Далее предлагаем учащимся ознакомиться с заданием учебника номер 2 из рубрики «Моя лаборатория». Потом классу предлагается самостоятельно выполнить задание 2/4 «Суперспособности растений», связанное с подтверждением гипотезы, на закрепление изученного материала. В качестве домашнего задания предлагается выполнить задание 3/4 «Суперспособности растений» для того, чтобы, опираясь на фактический материал, выдвинуть утверждение-гипотезу, подтверждаемую данными таблицы. Данное задание позволит закрепить изученный материал, а также станет плавным переходом к изучению следующей темы «Описание результатов исследования».

Работа:
Использование заданий по формированию ЕНГ
Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями (определение в PISA).
Российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в их применении в ситуациях, приближенных к жизни. С уровнем квалификации учителей также возникают трудности в методике (технологиях) формирования естественно-научной грамотности на уроках биологии. Новая система заданий отличается от традиционно используемых в отечественной школе тем, что включает описание реальной ситуации в проблемном ключе и вопросы – задания, связанные с этой ситуацией. Учебные задания направлены на научное объяснение явлений, понимание особенностей естественно-научного исследования, интерпретацию данных и использование научных доказательств для получения выводов. Трудность выполнения заданий связана с необходимостью применения мыслительных операций и интеллектуальной сложностью заданий.
Рассмотрим возможный вариант проведения урока биологии с использованием заданий по формированию естественно-научной грамотности, требующих применения интеллектуальных операций. В качестве примера остановимся на программе 5 класса и новом учебнике Биология: 5 класс: базовый уровень серии Линия жизни под редакции В.В. Пасечника, который соответствует новой рабочей программе по биологии.
Согласно программе в начале курса учащиеся знакомятся с живой и неживой природой, наукой биологией и ее ролью в жизни человека. Затем изучаются научные методы, которые используются для проведения исследования. Мы остановимся на теме Эксперимент в биологических исследованиях и методике его проведения. Урок лучше начать с изучения теоретической части параграфа. Рассмотреть понятие эксперимент, этапы научного исследования, особенности биологического эксперимента. Затем, чтобы пробудить интерес к проведению исследования и отработать умения работать с гипотезой, можно предложить учащимся выполнить мотивационное задание 1/4 Суперспособности растений, взятое с сайта Института развития стратегий образования. Задание лучше выполнить в группах. Каждая группа по результатам работы должна высказать свои предположения и выбрать вариант ответа, аргументировав его. Предположения у разных групп могут отличаться. В связи с этим можно задать вопрос: почему возникло несколько предположений, и в ходе дискуссии выйти на правильный ответ. Этот прием позволяет перевести урок изучения нового материала в урок – исследование. Далее предлагаем учащимся ознакомиться с заданием учебника номер 2 из рубрики Моя лаборатория. По желанию одному из учеников класса за 2 недели до проведения урока задается опережающее задание, связанное с самостоятельной постановкой эксперимента Влияние света на развитие листьев лука. Для успешного выполнения задания этому ученику индивидуально необходимо объяснить, что такое эксперимент, познакомить с порядком его проведения. В учебнике на странице 45 в рубрике Шаги к успеху есть инструкция Порядок научного эксперимента, которая в дальнейшем может быть использована как памятка при подготовке учащимися научно-исследовательских работ. Перед проведением эксперимента учитель помогает ребенку поставить цель. В данном случае это изучить влияние света на развитие листьев лука. Выдвинуть гипотезу, составить план опыта. Ребенок наблюдает за ходом эксперимента, вносит данные в таблицу и делает фото подтверждение. На уроке в виде презентации или фотоотчета представляет свои наблюдения. Учащимся класса предлагается после ознакомления с проведенным опытом сделать выводы и соотнести их с выводом ученика - экспериментатора. Это сопоставление позволяет им скорректировать свои выводы с выводами ученика-экспериментатора и задуматься о правильности своих рассуждений. Потом классу предлагается самостоятельно выполнить задание 2/4 Суперспособности растений, связанное с подтверждением гипотезы, на закрепление изученного материала. В качестве домашнего задания предлагается выполнить задание 3/4 Суперспособности растений для того, чтобы, опираясь на фактический материал, выдвинуть утверждение-гипотезу, подтверждаемую данными таблицы. Данное задание позволит закрепить изученный материал, а также станет плавным переходом к изучению следующей темы Описание результатов исследования. На мой взгляд, такое проведение урока способствует развитию у учащихся 5 класса интеллектуальных и исследовательских умений, в частности умений проведения биологических экспериментов, которые можно представить на школьной и районной конференциях.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×