Нарушения чтения и письма, такие как дислексия и дисграфия, являются одними из наиболее распространённых проблем, с которыми сталкиваются учителя-дефектологи и педагоги. Эти специфические расстройства не связаны с общим интеллектуальным развитием ребёнка, но оказывают значительное влияние на его способность к обучению. Дети с дислексией испытывают затруднения в распознавании и обработке письменных слов, что отражается на их скорости и точности чтения. Дисграфия, в свою очередь, характеризуется нарушениями письменной речи, что может проявляться в неустойчивом правописании, проблемах с графомоторными навыками и сложностях в воспроизведении текста. Эти нарушения требуют систематической и целенаправленной коррекционной работы, которая должна быть организована с учётом особенностей развития ребёнка.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ: УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ
Процкая Ольга Юрьевна, учитель-дефектолог
МБОУ СОШ пос. Известковый Амурского муниципального района Хабаровского края
Ключевые слова: дислексия, дисграфия, коррекция, методики, когнитивные техники, письмо, чтение.
Нарушения чтения и письма, такие как дислексия и дисграфия, являются одними из наиболее распространённых проблем, с которыми сталкиваются учителя-дефектологи и педагоги. Эти специфические расстройства не связаны с общим интеллектуальным развитием ребёнка, но оказывают значительное влияние на его способность к обучению. Дети с дислексией испытывают затруднения в распознавании и обработке письменных слов, что отражается на их скорости и точности чтения. Дисграфия, в свою очередь, характеризуется нарушениями письменной речи, что может проявляться в неустойчивом правописании, проблемах с графомоторными навыками и сложностях в воспроизведении текста. Эти нарушения требуют систематической и целенаправленной коррекционной работы, которая должна быть организована с учётом особенностей развития ребёнка.
Коррекция дислексии и дисграфии представляет собой многосложный процесс, в котором участвуют не только педагог-дефектолог, но и другие специалисты, такие как логопед, психолог и нейропсихолог. Комплексный подход к преодолению этих нарушений позволяет не только улучшить навыки чтения и письма у ребёнка, но и поддержать его когнитивное и эмоциональное развитие. Важным компонентом коррекционной работы является использование упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия, визуальной и слуховой памяти, пространственного восприятия и моторной координации.
Дислексия, как правило, связана с трудностями в обработке фонетической информации. У детей, страдающих этим расстройством, возникают проблемы с распознаванием букв, звуков и их последовательности в словах. Поэтому одним из основных направлений коррекционной работы является развитие фонематического восприятия. Для этого используются специальные упражнения, направленные на развитие способности различать и сопоставлять звуки. Педагогу-дефектологу важно уделять внимание разбору звукового состава слов, учить детей сопоставлять услышанное с графическим изображением.
Кроме того, большое значение в коррекции дислексии имеет развитие зрительного восприятия и памяти. У детей с дислексией часто наблюдаются проблемы с запоминанием букв, их форм и последовательности. Важно работать над зрительным распознаванием символов и их комбинаций, используя упражнения, направленные на тренировку зрительной памяти. Например, могут применяться задания, в которых ребёнку предлагается составить слово из разрезанных букв или буквенных блоков, а также упражнения на распознавание и выделение определённых букв в тексте.
Также важно уделять внимание развитию слуховой памяти и способности к концентрации. У детей с дислексией может наблюдаться неустойчивая концентрация внимания, что приводит к ошибкам в процессе чтения. Для этого используются специальные упражнения на развитие слуховой памяти, а также методы, направленные на постепенное увеличение объёма воспринимаемого текста.
Дисграфия, как нарушение письменной речи, проявляется в неправильном воспроизведении букв, их соединений и слогов в процессе письма. Важно отметить, что у детей с дисграфией трудности могут возникать как на уровне графомоторных навыков, так и на уровне языкового восприятия. В процессе коррекционной работы педагог-дефектолог должен развивать у ребёнка как общие моторные навыки, так и навыки языкового анализа и синтеза.
Одним из ключевых направлений коррекции дисграфии является развитие графомоторных навыков. У детей с дисграфией могут возникать проблемы с удержанием карандаша или ручки, что затрудняет процесс написания букв. Для преодоления этих трудностей используются упражнения на развитие мелкой моторики. Педагог может предложить задания на обводку контуров, написание букв и цифр по точкам, а также различные графомоторные упражнения, направленные на укрепление мышц рук и улучшение координации движений.
Особое внимание также следует уделять языковому анализу. У детей с дисграфией могут возникать трудности с различением и воспроизведением звуков в словах, а также с правильным составлением слов и предложений. Педагогу-дефектологу важно научить ребёнка осознанно анализировать звуковой состав слова, выделять в нём гласные и согласные звуки, различать мягкие и твёрдые звуки. Использование игровых методов, таких как составление слов из букв или слогов, может помочь в развитии этих навыков.
Кроме того, в процессе коррекции дисграфии важно развивать орфографическую зоркость. Для этого используются упражнения на зрительное и слуховое восприятие слов, а также задания на распознавание ошибок в написанном тексте. Педагогу следует уделять внимание работе над правописанием, обучая ребёнка выявлять и исправлять ошибки в тексте самостоятельно.
Одним из современных подходов к коррекции дислексии и дисграфии является использование многосенсорных методов обучения. Эти методы основаны на одновременном задействовании нескольких сенсорных каналов восприятия, что помогает детям лучше усваивать информацию и укреплять связь между звуковым и графическим образами слова. Например, ребёнку может предлагаться произносить буквы вслух, одновременно рисуя их пальцем на песке или в воздухе. Такая работа стимулирует не только слуховые и зрительные, но и тактильные ощущения, что способствует более глубокому закреплению материала.
Коррекция нарушений письма и чтения у детей с дислексией и дисграфией является длительным и комплексным процессом, требующим систематической работы с педагогом-дефектологом. Особое внимание следует уделять многосенсорным методам, которые помогают задействовать разные каналы восприятия, что способствует более эффективному усвоению навыков чтения и письма. Создание индивидуальной программы коррекции с учётом особенностей каждого ребёнка позволяет успешно преодолевать трудности, связанные с дислексией и дисграфией, и поддерживать его когнитивное развитие.
Список литературы
1. Гребенькова С. В. Система работы по профилактике фонематической дислексии у обучающихся первых классов / С. В. Гребенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 774-777.
2. Чумак Н. В. Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи / Н. В. Чумак, А. А. Асюченко, Е. И. Груздова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 39-43.