Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Куклотерапия-современная технология в работе музыкального руководителя. Работа №337500

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дошкольный возраст-это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возоасте является игра. Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наибрлее полно и ярко проявляется принцрп обучения: учить играя.

С самого рождения реьенка окружают яркие игрушки, погремушки, куклы, звучат простейшие песенки, потешки, сопровождаемые элементарными движениями рук, но непременно эмоциональн и выразительны в своем исполнении.

Работа:

Куклотерапия

современная технология в работе музыкального руководителя

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

С самого рождения ребёнка окружают яркие игрушки, погремушки, пупсы, куклы, звучат простейшие песенки, потешки, сопровождаемые элементарными движениями рук, но непременно эмоциональны и выразительны в своём исполнении.

Малыш реагирует на эту игру слова, мелодии и движений; повторяет за взрослым, быстро запоминает несложный репертуар и очень любит исполнять в игровой ситуации.

Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, и коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребёнок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление.

Куклотерапия — это метод коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов.

В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении

Для меня, как для музыкального руководителя, куклотерапия выступает в качестве вспомогательного, очень эффективного средства, позволяющего мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать и раскрепощать его, снижать эмоциональное напряжение и творчески настраивать на музыкальный лад.

Что такое кукла в руках ребёнка? Это ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Для ребёнка игрушка – наперсник, а с равным общаешься без напряжения. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо небольших сценках. Ребёнок может скрыться за ширму и вести диалог от лица куклы.

Данная технология даёт возможность открыть своё «Я», помогает поверить ребёнку в свои силы. Известно, что дети любят играть. Через игру реализуется их потребность выразить себя, происходит коррекция различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т.п.).

Цели: 

Показать актуальность Куклот

ерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста

на музыкальных занятиях

Задачи:

Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, ф

антазию, творческие способности,

познавательный интерес.

Развивать речь, обогащать активный словарь.

Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Куклотерапия призвана выполнять следующие функции:

• коммуникативную

 – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

• релаксационную

 – снятие эмоционального напряжения;

• развивающую

 – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, речи и т. д.);

• 

обучающую 

– обогащение информацией об окружающем мире.

 

 

Виды кукол.

В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол:

куклы–марионетки

 (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

куклы с «живой рукой».

 Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

куклы на руке 

(пальчиковые, картинки на руке, варежковые, перчаточные, теневые куклы).

Плоскостные куклы

. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися

куклы системы «люди–куклы».

 Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных плоскостных кукол-ромашек с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Ребёнок одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит заданные взрослым фразы. В своей работе я называю это- «театр эмоций»

 

Какие проблемы решает методика куклотерапия?

Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ психологического ребенка довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем детского воспитания, развития и поведения.

Инструмент - это кукольный театр, где есть ширма и куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Моя задача - научить их быть артистами,»вжиться» в роль куклы, помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.

 

Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.

В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по куклотерапии, в том числе:

-Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству.

-Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю,

-Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,.

 

Куклотерапия эффективно используется для формирования креативных качеств личности. 

  Активно  включая сказки в занятия с детьми, мы, развиваем фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учим малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

 

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Это  помогает активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведенийМузыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам .музыкальной выразительности

Исполнениемузыкального произведения должно быть высоко- 
художественным; рассказывать и петь нужно обязательно на память, 
чтобы -дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою 
очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказмузыка.

Перед началом слушания музыки  хорошо сделать 
небольшое вступление, показать куклу например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».

Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через 
некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку 
и песниможно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям. 
После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку еще раз.

 

Кукольный театр.

Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

 Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре ).

 Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

Придумывание сказок детьми.

Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).

Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)

 

В моей практике основные задачи «куклотерапии»:

повышение внимания детей на занятиях,

развитие эмоциональной отзывчивости,

развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

В процессе использования куклотерапии можно применять методы и приёмы: релаксирующие приемы музотерапии, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование.

Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Надо отметить и тот факт, что дети, принимающие активное участие в подготовке музыкальных театральных представлений, стали отличать большей коммуникативностью, творческим отношением и подходу к любому делу, умением перевоплощается, пользоваться разнообразными жестами, мимикой, передавать характер и настроение музыкальных произведений, их речь более ясная, выразительная, эмоционально-насыщенная.

Реализуя принципы ФГОС ДО, мы ставим игру, как естественную и основную деятельность, в процессе которой ребёнок познаёт жизнь, а так же, меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специально обучающих упражнениях.

 

Анализируя опыт работы ведущих педагогов и свой собственный, можно сделать вывод, что правильно организованная театральная деятельность в детском саду позволяет решить многие актуальные педагогические проблемы, связанные с развитием личности каждого ребенка.

Результаты внедрения данной методике в практику.

Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.

Сделала коллекцию аудиоспектаклей

Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.

Подобрала материал для консультаций воспитателей

и родителей

6.Наблюдается положительная динамика в развитии музыкальных способностей дошкольников, дети активно проявляют фантазию и актёрские способности.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×