Дошкольный возраст-это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возоасте является игра. Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наибрлее полно и ярко проявляется принцрп обучения: учить играя.
С самого рождения реьенка окружают яркие игрушки, погремушки, куклы, звучат простейшие песенки, потешки, сопровождаемые элементарными движениями рук, но непременно эмоциональн и выразительны в своем исполнении.
Куклотерапия –
современная технология в работе музыкального руководителя
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
С самого рождения ребёнка окружают яркие игрушки, погремушки, пупсы, куклы, звучат простейшие песенки, потешки, сопровождаемые элементарными движениями рук, но непременно эмоциональны и выразительны в своём исполнении.
Малыш реагирует на эту игру слова, мелодии и движений; повторяет за взрослым, быстро запоминает несложный репертуар и очень любит исполнять в игровой ситуации.
Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, и коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребёнок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление.
Куклотерапия — это метод коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов.
В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении
Для меня, как для музыкального руководителя, куклотерапия выступает в качестве вспомогательного, очень эффективного средства, позволяющего мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать и раскрепощать его, снижать эмоциональное напряжение и творчески настраивать на музыкальный лад.
Что такое кукла в руках ребёнка? Это ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Для ребёнка игрушка – наперсник, а с равным общаешься без напряжения. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо небольших сценках. Ребёнок может скрыться за ширму и вести диалог от лица куклы.
Данная технология даёт возможность открыть своё «Я», помогает поверить ребёнку в свои силы. Известно, что дети любят играть. Через игру реализуется их потребность выразить себя, происходит коррекция различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т.п.).
Цели:
Показать актуальность Куклот
ерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста
на музыкальных занятиях
.
Задачи:
Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, ф
антазию, творческие способности,
познавательный интерес.
Развивать речь, обогащать активный словарь.
Обогащать положительный эмоциональный опыт.
Куклотерапия призвана выполнять следующие функции:
• коммуникативную
– установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную
– снятие эмоционального напряжения;
• развивающую
– развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, речи и т. д.);
•
обучающую
– обогащение информацией об окружающем мире.
Виды кукол.
В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол:
куклы–марионетки
(из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.
куклы с «живой рукой».
Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
куклы на руке
(пальчиковые, картинки на руке, варежковые, перчаточные, теневые куклы).
Плоскостные куклы
. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися
куклы системы «люди–куклы».
Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных плоскостных кукол-ромашек с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Ребёнок одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит заданные взрослым фразы. В своей работе я называю это- «театр эмоций»
Какие проблемы решает методика куклотерапия?
Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ психологического ребенка довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем детского воспитания, развития и поведения.
Инструмент - это кукольный театр, где есть ширма и куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Моя задача - научить их быть артистами,»вжиться» в роль куклы, помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.
Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.
В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по куклотерапии, в том числе:
-Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству.
-Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю,
-Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,.
Куклотерапия эффективно используется для формирования креативных качеств личности.
Активно включая сказки в занятия с детьми, мы, развиваем фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учим малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.
На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.
Сказка, предваряющая слушание или пение.
Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.
Сказка, иллюстрируемая музыкой.
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Это помогает активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам .музыкальной выразительности.
Исполнение' музыкального произведения должно быть высоко-
художественным; рассказывать и петь нужно обязательно на память,
чтобы -дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою
очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка.
Перед началом слушания музыки хорошо сделать
небольшое вступление, показать куклу например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».
Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через
некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку
и песни, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям.
После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку еще раз.
Кукольный театр.
Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.
Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре ).
Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.
Придумывание сказок детьми.
Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).
Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)
В моей практике основные задачи «куклотерапии»:
повышение внимания детей на занятиях,
развитие эмоциональной отзывчивости,
развитие воображения, фантазии, творческих способностей.
В процессе использования куклотерапии можно применять методы и приёмы: релаксирующие приемы музотерапии, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование.
Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
Надо отметить и тот факт, что дети, принимающие активное участие в подготовке музыкальных театральных представлений, стали отличать большей коммуникативностью, творческим отношением и подходу к любому делу, умением перевоплощается, пользоваться разнообразными жестами, мимикой, передавать характер и настроение музыкальных произведений, их речь более ясная, выразительная, эмоционально-насыщенная.
Реализуя принципы ФГОС ДО, мы ставим игру, как естественную и основную деятельность, в процессе которой ребёнок познаёт жизнь, а так же, меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специально обучающих упражнениях.
Анализируя опыт работы ведущих педагогов и свой собственный, можно сделать вывод, что правильно организованная театральная деятельность в детском саду позволяет решить многие актуальные педагогические проблемы, связанные с развитием личности каждого ребенка.
Результаты внедрения данной методике в практику.
Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.
Сделала коллекцию аудиоспектаклей
Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.
Подобрала материал для консультаций воспитателей
и родителей
6.Наблюдается положительная динамика в развитии музыкальных способностей дошкольников, дети активно проявляют фантазию и актёрские способности.