В современном образовательном процессе главной задачей преподавателя становится не просто передача знаний, но и формирование у студентов навыков самостоятельного поиска информации, её анализа и критической оценки. Особую роль в этом процессе играет активизация познавательной деятельности, которая способствует углубленному изучению предмета, повышает интерес к русскому языку и литературе, а также развивает аналитические способности студентов.
Методы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях русского языка и литературы
В современном образовательном процессе главной задачей преподавателя становится не просто передача знаний, но и формирование у студентов навыков самостоятельного поиска информации, её анализа и критической оценки. Особую роль в этом процессе играет активизация познавательной деятельности, которая способствует углубленному изучению предмета, повышает интерес к русскому языку и литературе, а также развивает аналитические способности студентов.
Одним из ключевых методов активизации познавательной деятельности является использование проблемных вопросов. Преподаватель предлагает студентам не готовые ответы, а побуждает их к самостоятельному поиску решений. Например, при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина, можно задать студентам вопрос: «Каким образом дуэльные сцены в произведениях Пушкина подчеркивают его философские взгляды на жизнь и смерть?». Это задание побуждает студентов к анализу текста, поиску подтекста и скрытых смыслов, что развивает их критическое мышление и умение интерпретировать произведение.
Не менее эффективен метод дискуссии, когда студенты обсуждают определённые темы или вопросы, высказанные преподавателем. Например, при изучении романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», преподаватель может предложить обсуждение: «Прав ли Раскольников, совершая убийство, если он стремился изменить общество?». Такой формат позволяет студентам не только лучше понять материал, но и развивать коммуникативные навыки, аргументацию своей позиции и умение уважать мнение других участников обсуждения.
Творческие задания — ещё один действенный способ активизации познавательной деятельности. Например, при изучении поэзии Сергея Есенина, можно предложить студентам написать собственное стихотворение в его стиле, используя основные темы и мотивы, характерные для творчества поэта. Это не только помогает студентам глубже погрузиться в материал, но и развивает их литературные и творческие способности, давая возможность почувствовать себя в роли писателя.
Также важным методом активизации является проектная деятельность. Студенты могут работать над проектами, связанными с анализом произведений литературы или изучением языковых особенностей различных текстов. Например, в рамках курса литературы можно предложить студентам создать интерактивный проект о литературных направлениях XIX века, включающий биографии писателей, анализ их произведений и историко-культурный контекст. Такие проекты развивают у студентов навыки работы с информацией, её систематизации и представления в удобной для восприятия форме.
Активное использование мультимедийных средств и технологий также способствует вовлечению студентов в процесс обучения. Преподаватель может использовать видеоматериалы, аудиозаписи и интерактивные платформы для проведения занятий. Например, при изучении фонетики русского языка можно предложить студентам прослушать аудиозаписи с разными акцентами и диалектами, а затем обсудить, как это влияет на восприятие текста. В литературе это может быть использование экранизаций произведений с последующим сравнением их с оригинальными текстами.
Использование ролевых игр и инсценировок также может активизировать познавательную деятельность студентов. Например, при изучении пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя, студенты могут разыграть сцены из произведения, что позволит им не только лучше понять текст, но и почувствовать атмосферу и эмоциональную составляющую произведения.
Для повышения эффективности активизации познавательной деятельности важно также учитывать индивидуальные особенности студентов. Некоторые студенты лучше воспринимают информацию визуально, другие — через аудиальный или кинестетический каналы. Преподаватель должен варьировать методы подачи материала, включая как лекции и семинары, так и практические занятия, проекты, дискуссии и самостоятельные исследования.
Примером успешного применения активных методов может стать метод кейс-стадии (case study). Преподаватель предлагает студентам конкретную ситуацию, взятую из литературы или языковой практики, и просит её разобрать. Например, можно предложить студентам рассмотреть правовые и этические аспекты лжи на примере персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Такой анализ развивает у студентов критическое мышление и позволяет им взглянуть на произведение с новой точки зрения.
Ещё одним важным аспектом является использование современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые предлагают широкий спектр возможностей для активизации познавательной деятельности. Например, платформы для онлайн-обучения могут предоставлять тестовые задания, интерактивные упражнения и форумы для обсуждения, что позволяет студентам активно участвовать в образовательном процессе даже вне аудитории.
Таким образом, активизация познавательной деятельности студентов на занятиях русского языка и литературы — это многоуровневый процесс, включающий использование различных методов и приемов. Преподаватель должен постоянно искать новые подходы к обучению, учитывать индивидуальные особенности студентов, а также использовать современные технологии и интерактивные формы работы. Только в этом случае можно добиться глубокого усвоения материала, формирования у студентов навыков критического мышления и анализа текста, а также повышения их мотивации к изучению предмета.
Список литературы
Ионова
Н
.
В
.
Активизация
познавательной
деятельности
студентов
колледжа
на
уроках
русского
языка
//
Образование
.
Карьера
.
Общество
. 2016.
№
1 (48). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-kolledzha-na-urokah-russkogo-yazyka
(
дата
обращения
: 22.09.2024).
Сафарходжаева
З
.
А
,
Исматуллои
Б
,
Сулаймонов
Д
.
И
,
Халилов
З
.
К
.
Активизации
учебной
деятельности
студентов
на
занятиях
русского
языка
// ELS. 2023.
№июнь
. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-na-zanyatiyah-russkogo-yazyka
(
дата
обращения
: 22.09.2024).