Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях русского языка и литературы. Работа №347575

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В современном образовательном процессе главной задачей преподавателя становится не просто передача знаний, но и формирование у студентов навыков самостоятельного поиска информации, её анализа и критической оценки. Особую роль в этом процессе играет активизация познавательной деятельности, которая способствует углубленному изучению предмета, повышает интерес к русскому языку и литературе, а также развивает аналитические способности студентов.

Работа:

Методы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях русского языка и литературы

 

 

В современном образовательном процессе главной задачей преподавателя становится не просто передача знаний, но и формирование у студентов навыков самостоятельного поиска информации, её анализа и критической оценки. Особую роль в этом процессе играет активизация познавательной деятельности, которая способствует углубленному изучению предмета, повышает интерес к русскому языку и литературе, а также развивает аналитические способности студентов.

Одним из ключевых методов активизации познавательной деятельности является использование проблемных вопросов. Преподаватель предлагает студентам не готовые ответы, а побуждает их к самостоятельному поиску решений. Например, при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина, можно задать студентам вопрос: «Каким образом дуэльные сцены в произведениях Пушкина подчеркивают его философские взгляды на жизнь и смерть?». Это задание побуждает студентов к анализу текста, поиску подтекста и скрытых смыслов, что развивает их критическое мышление и умение интерпретировать произведение.

Не менее эффективен метод дискуссии, когда студенты обсуждают определённые темы или вопросы, высказанные преподавателем. Например, при изучении романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», преподаватель может предложить обсуждение: «Прав ли Раскольников, совершая убийство, если он стремился изменить общество?». Такой формат позволяет студентам не только лучше понять материал, но и развивать коммуникативные навыки, аргументацию своей позиции и умение уважать мнение других участников обсуждения.

Творческие задания ещё один действенный способ активизации познавательной деятельности. Например, при изучении поэзии Сергея Есенина, можно предложить студентам написать собственное стихотворение в его стиле, используя основные темы и мотивы, характерные для творчества поэта. Это не только помогает студентам глубже погрузиться в материал, но и развивает их литературные и творческие способности, давая возможность почувствовать себя в роли писателя.

Также важным методом активизации является проектная деятельность. Студенты могут работать над проектами, связанными с анализом произведений литературы или изучением языковых особенностей различных текстов. Например, в рамках курса литературы можно предложить студентам создать интерактивный проект о литературных направлениях XIX века, включающий биографии писателей, анализ их произведений и историко-культурный контекст. Такие проекты развивают у студентов навыки работы с информацией, её систематизации и представления в удобной для восприятия форме.

Активное использование мультимедийных средств и технологий также способствует вовлечению студентов в процесс обучения. Преподаватель может использовать видеоматериалы, аудиозаписи и интерактивные платформы для проведения занятий. Например, при изучении фонетики русского языка можно предложить студентам прослушать аудиозаписи с разными акцентами и диалектами, а затем обсудить, как это влияет на восприятие текста. В литературе это может быть использование экранизаций произведений с последующим сравнением их с оригинальными текстами.

Использование ролевых игр и инсценировок также может активизировать познавательную деятельность студентов. Например, при изучении пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя, студенты могут разыграть сцены из произведения, что позволит им не только лучше понять текст, но и почувствовать атмосферу и эмоциональную составляющую произведения.

Для повышения эффективности активизации познавательной деятельности важно также учитывать индивидуальные особенности студентов. Некоторые студенты лучше воспринимают информацию визуально, другие через аудиальный или кинестетический каналы. Преподаватель должен варьировать методы подачи материала, включая как лекции и семинары, так и практические занятия, проекты, дискуссии и самостоятельные исследования.

Примером успешного применения активных методов может стать метод кейс-стадии (case study). Преподаватель предлагает студентам конкретную ситуацию, взятую из литературы или языковой практики, и просит её разобрать. Например, можно предложить студентам рассмотреть правовые и этические аспекты лжи на примере персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Такой анализ развивает у студентов критическое мышление и позволяет им взглянуть на произведение с новой точки зрения.

Ещё одним важным аспектом является использование современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые предлагают широкий спектр возможностей для активизации познавательной деятельности. Например, платформы для онлайн-обучения могут предоставлять тестовые задания, интерактивные упражнения и форумы для обсуждения, что позволяет студентам активно участвовать в образовательном процессе даже вне аудитории.

Таким образом, активизация познавательной деятельности студентов на занятиях русского языка и литературы это многоуровневый процесс, включающий использование различных методов и приемов. Преподаватель должен постоянно искать новые подходы к обучению, учитывать индивидуальные особенности студентов, а также использовать современные технологии и интерактивные формы работы. Только в этом случае можно добиться глубокого усвоения материала, формирования у студентов навыков критического мышления и анализа текста, а также повышения их мотивации к изучению предмета.

 

Список литературы

Ионова

Н

.

В

.

Активизация

познавательной

деятельности

студентов

колледжа

на

уроках

русского

языка

//

Образование

.

Карьера

.

Общество

. 2016.

1 (48). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-kolledzha-na-urokah-russkogo-yazyka

(

дата

обращения

: 22.09.2024).

Сафарходжаева

З

.

А

,

Исматуллои

Б

,

Сулаймонов

Д

.

И

,

Халилов

З

.

К

.

Активизации

учебной

деятельности

студентов

на

занятиях

русского

языка

// ELS. 2023.

№июнь

. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-na-zanyatiyah-russkogo-yazyka

(

дата

обращения

: 22.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×