Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методы и средства формирования навыков смыслового чтения обучающихся на уроках русского языка и литературы. Работа №348867

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Смысловое чтение является основным компонентом читательской грамотности и представляет собой активный процесс, в ходе которого читатель осмысляет, анализирует и интерпретирует текст. В условиях современного образования, где акцент делается на формирование навыков, необходимых для успешной жизни в обществе, умение эффективно читать и понимать информацию становится особенно актуальным. Уроки русского языка и литературы предоставляют уникальные возможности для развития этих навыков у учащихся.

Работа:

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Смысловое чтение является основным компонентом читательской грамотности и представляет собой активный процесс, в ходе которого читатель осмысляет, анализирует и интерпретирует текст. В условиях современного образования, где акцент делается на формирование навыков, необходимых для успешной жизни в обществе, умение эффективно читать и понимать информацию становится особенно актуальным. Уроки русского языка и литературы предоставляют уникальные возможности для развития этих навыков у учащихся.

Одним из основных методов формирования навыков смыслового чтения является метод вопросов и ответов. Этот метод побуждает учащихся активнее взаимодействовать с текстом, способствует развитию критического мышления. При его использовании учитель задает вопросы к тексту, направленные на выявление ключевых идей, замыслов автора и личного восприятия произведения. Вопросы могут быть как открытыми, так и закрытыми, что позволяет учитывать разные уровни понимания. Например, открытые вопросы стимулируют учащихся к более глубокому анализу и высказыванию собственных мнений.

Интерактивные технологии также играют важную роль в процессе формирования смыслового чтения. Использование дискуссий и дебатов позволяет ученикам не только выражать свои мысли, но и учиться слышать и уважать мнения других. Это способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества в классе. Дебаты по прочитанным текстам помогают учащимся находить аргументы в поддержку своих позиций, что развивает их навыки критического анализа и публичного выступления.

Работа с текстами различных жанров и форматов является еще одним эффективным методом. Учитель может использовать как художественные, так и научные тексты, выбирая их в зависимости от целей урока и уровня подготовки учащихся. Работа с разнообразными текстами помогает учащимся осваивать различные способы восприятия информации. Для развития навыков смыслового чтения можно использовать стратегии, такие как аннотирование, подведение итогов и составление тезисов. Эти методы способствуют более глубокому пониманию прочитанного и учат учащихся выделять главные мысли и идеи.

Игра как метод обучения не теряет своей актуальности и в процессе формирования навыков смыслового чтения. Использование игровых технологий позволяет создать увлекательную атмосферу, в которой ученики становятся активными участниками учебного процесса. Например, можно организовать литературные квесты, в ходе которых учащиеся будут работать с текстами, искать ответы на вопросы и разгадывать загадки, связанные с прочитанным. Игры способствуют формированию интереса к чтению и развивают творческие способности.

Современные информационные технологии также открывают новые горизонты в обучении. Использование мультимедийных ресурсов (видеороликов, презентаций, интерактивных заданий) позволяет разнообразить процесс обучения и привлечь внимание учащихся. Например, просмотр фильмов, созданных на основе литературных произведений, может стать отправной точкой для обсуждения и анализа текста. Это не только помогает детям лучше понять содержание, но и развивает их визуальное восприятие и ассоциативное мышление.

Другим важным аспектом является индивидуальная работа с учащимися. Для успешного формирования навыков смыслового чтения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Учитель может организовать дополнительные занятия или индивидуальные консультации, на которых будет работать над устранением трудностей, возникающих у ученика при чтении. Это может включать в себя работу над словарным запасом, пониманием специфических лексических и грамматических структур.

Не менее важным является использование методов рефлексии. Учителя могут проводить обсуждения, в ходе которых учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном, анализируют свои успехи и трудности. Это помогает учащимся осознавать, насколько хорошо они понимают текст, и выявлять области, которые требуют дополнительного внимания. Рефлексия создает условия для саморегуляции и самосовершенствования учащихся.

Таким образом, формирование навыков смыслового чтения у обучающихся на уроках русского языка и литературы является важной задачей, требующей применения разнообразных методов и средств. Комбинируя традиционные подходы с современными технологиями, учитель создает продуктивную образовательную среду, способствующую развитию читательской грамотности и критического мышления. Эффективные методы, такие как работа с текстами, интерактивные технологии, игровые приемы и индивидуальная поддержка, помогают не только улучшить навыки чтения, но и формируют у учащихся уверенность в своих силах, интерес к литературе и желание углубляться в мир знаний. В результате, ученики становятся не только грамотными читателями, но и активными участниками образовательного процесса, способными осмысливать, анализировать и интерпретировать информацию.

 

Список литературы

 

Говейлер

, Т. Ж. Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе / Т. Ж.

Говейлер

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 385-388. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81156/ (дата обращения: 24.10.2024).

Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-smyslovogo-chteniya-v-ramkah-realizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 24.10.2024).

Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы: учебно-методическое пособие / составители: В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. –

Саратов :

ГАУ ДПО «СОИРО», 2023 – 64 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X