Речь – одно из главных средств человеческого общения, передающих огромное количество необходимой для человека информации. В связи с этим, воспитание всесторонне развитой личности невозможно без развития такого важного инструмента мышления и познания, как речь. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога.
Основная задача речевого развития ребёнка школьного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Развитие коммуникативных навыков
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
Коммуникативные навыки – это умение детей управлять своим поведением, применять рациональные приемы в решении коммуникативных задач. Таким образом, коммуникативные навыки – это автоматизированные действия, определяющие успешность восприятия партнера по коммуникации, понимание объективного мира и соответствующего влияния на него в процессе коммуникативной деятельности.
СЛАЙД 4
Как детям развить коммуникативные навыки? Ежедневно взрослые отправляются на работу ,а дети идут в школу. Как вы думаете сколько минут в течение школьного дня говорит вслух каждый ученик по темам изучаемых предметов? ОТВЕТЫ примерно так задавал вопрос педагог новатор Виктор Фёдорович Шаталов во время своих лекций и на этот вопрос ответили свыше 100.000 человек. Абсолютное большинство которых, были работники сферы образования. Ответы дали необычайно большое расхождение. Педагоги и родители полагали ,что ученики могут говорить вслух по темам уроков от нескольких минут до одного часа. Шаталов высчитал это время и получил в среднем всего 2 минуты в день на каждого ученика .Вы можете сами провести такой расчёт из 45 минут урока .Треть урока уходит на объяснение нового материала . Треть урока на проверку ранние пройденных знаний, где как правило говорит один ученик ,а другие молчат. Треть урока на самостоятельную работу, где молчат все. Если в классе 30 человек, то ресурс каждого ученика полторы минуты на урок. А если на вопросы выделено всего треть урока, то и выходит по полминуты на каждого всего 2 минуты в день и так в течение 11 лет. Разве можно развить коммуникативные навыки в таких условиях. Некоторые говорят ,что дети общаются на переменах. Это не совсем так, в лучшем случае сейчас на переменах они общаются лицом к лицу со смартфонами. Хотя ,безусловно, они общаются друг с другом, но какое это может быть общение среди таких же, не имеющих знаний, одноклассников. Может научить только взрослый. А у учителя попросту не хватает на всех времени и внимания. Несмотря ни на что, встречаются дети ,которые обладают высокими коммуникативными навыками. Отчего же это зависит? Достаточно поговорить с родителями и попросить, чтобы они рассказали как они проводят будний вечер с ребенком. Какими словами они друг друга приветствуют? О чем их диалоги и вообще есть ли они. Вы непременно заметите, что у коммуникативно развитых детей родители их слушают, дают высказаться, спрашивают хотят ли они выслушать их мнение по тому или иному поводу.
Использование обучающих структур сингапурского метода дает возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы, приводит учащихся к взаимодействию с учебным материалом и взаимодействию ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывают информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у обучающихся формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Ученики от пассивности на уроках переходят к заинтересованным обучающимся.
Сингапурская система обучения несёт в себе массу плюсов: около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания. Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно функции " учитель" . Каждый ученик оказывается в центре вопроса ,ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создавая положительные отношения к процессу обучения. Обучение для каждого ребёнка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растёт. У учеников развивается коммуникативные качества креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику .Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несёт себе исключительно положительные эмоции. Главная особенность обучающихся структур в том, что на уроке с их использования не даётся сидеть никому отсидеться, каждого школьника спросят и каждого оценят. Центром класса будет являться ученик, а не учитель. Активные структуры призваны развивать в учащихся множество личностных качеств, которые должны помочь им во взрослой жизни. Ученики сидят в командах по четыре и партнёры А и Б, готовы к обсуждению с партнёром по плечу и партнёрам по лицу. Столы пронумерованы. Учитель может наблюдать за каждым учеником, передвигаться по классу и прослушивать обсуждения в командах.
Хочу представить вам фрагмент урока работы по сингапурской технологии. Урок Жуковой Ирины Александровны, 4 класс.
СЛАЙД 6
Эффективные приемы работы над коммуникативными навыками. (1,2,3 рассказать бегло,№4 на практике)
1. эмпатия- прием для того, чтобы дети научились взаимодействию. Умению видеть и слышать собеседника. Предлагается хорошо известный мультфильм (фильм), слова которого дети знают хорошо. Задача состоит в том, что глядя на экран обучающиеся смогли озвучить персонажей, эмоционально вживаясь в роль.
2. Два предмета- например, камера и лампа -найти три причины чем похожи. Нужные слова появляются.
3. Незаконченная история. Девочке Маше подарили куклу. Она была рада. К ней в гости пришла ее соседка Катя....
4. "Повтори за мной." (аппликация, пластилин, рисование, оригами)Один человек говорит что он делает, но не показывает, а другой слышит, но не видит, что делает его напарник. Третий за всем наблюдает(старается запомнить ошибки, чтобы потом пояснить, если не получится). Тот, который не говорит, а повторяет действия может произносить два слова ( Дальше, не понял). Третий молчит и наблюдает за сложностями в вербализации.- Выполняем вместе.
-С какими сложностями вы столкнулись выполняя данное упражнение?
-Что было сложнее всего?
Данный прием развивает все психические процессы, коммуникативные навыки, моторику, образное мышление. Выполняя такое упражнение дети становятся более сконцентрированными и внимательными.
СЛАЙД 7
Речь – одно из главных средств человеческого общения, передающих огромное количество необходимой для человека информации. В связи с этим, воспитание всесторонне развитой личности невозможно без развития такого важного инструмента мышления и познания, как речь. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога.
Основная задача речевого развития ребёнка школьного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
СЛАЙД 8
Обучение школьников родному языку должно стать одной из главных задач. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Уже с первых дней работы с будущими первоклассниками начинаю вести работу над речью. Каждое занятие начинаем с того, что знакомимся с новой скороговоркой. Проговариваем хором медленно и чётко, чтобы был четко произнесен каждый звук. Таким образом, за полгода встреч раз в неделю, мы разучиваем достаточно много скороговорок. Детям такая работа нравится, некоторые скороговорки они используют как считалки в своих играх. В первом же классе я использую электронное приложение к учебнику Азбука первый класс Горецкого и сейчас я хочу вас познакомить с данными приложениями, возможно ,вам уже знакомо данное приложение, как оказывается ,оно является достаточно полезным в нашей работе.
О приложении интерактивная демонстрационные таблицы "обучения грамоте. Первый класс" являются электронным компонентом УМК в. Г. Горецкого "русская азбука" и предназначены для обучения грамоте в начальной школе. Все ресурсы интерактивных демонстрационных таблиц компонованы в соответствии с логикой построения курсов в целом и каждого урока в отдельности . При запуске интерактивных демонстрационных таблиц открывается первое окно навигатор по всем таблицам продукта. Чтобы перейти на нужную таблицу нужно кликнуть по картинке с соответствующей буквой точка перемещение по таблицам осуществляется также с помощью полосы букв в нижней части экрана точка таблица представляет собой навигатор по дополнительным электронным ресурсам
Это приложение направлено на работу в соответствии с ФГОС . методический аппарат электронного учебника позволяет учесть и на каждом уроке выстраивать систему работы как с не читающими, так и уже читающими учениками. Содержание учебников включены задание для диагностики "проверь себя", а также материалы для проекта деятельности первоклассников.
Я расскажу о видах работы ,относительно речевых практик. В разделе сюжетных картинок на каждую букву мы находим интересный контент для младшего школьника. Большинство современных детей, смотря на серию сюжетных картинок, описывают каждую из них простым нераспространенным предложением. Моя задача научить детей на первых этапах, хотя бы распространять их. Использовать слова-признаки. К этому моменту мы уже знаем, играем в игры , кто больше назовет слов признаков, слов действий или предметов и умеем задавать к ним вопросы. Такая работа имеет определенные этапы. 1. Перечисление объектов (вопросы к ним)2. Определение местонахождения объектов. 3. Описание объекта, изменяемого во времени.4. Нахождение взаимосвязей. В игре стараюсь задействовать как можно больше человек. Чтобы приняли все участие делим все картинки по рядам. Начинаем игру. Напоминаю, что рассказ должен иметь начало, основную часть и концовку. Каждый называет предложение, все слушают, следят за последовательностью событий, ведь следующее предложение должно быть названо не теряя смысл сюжета. Нельзя говорить предложения из 1-2 слов. Украшаем свои предложения словами признаками.
Давайте попробуем проделать такую работу.
СЛАЙД9,10,11
Еще хочу порекомендовать несколько пособий, которые помогают работать над речью..... Автор: И.В. Мальцева, опытный педагог-психолог и известный методист, много лет занимается разработкой образовательных программ.
Книга "Я читаю и понимаю слова" как нельзя лучше подходит для обучения детей чтению. Интересные задания и подборки слов от простого к сложному: сначала читаем односложные слова и выбираем обобщения, далее слова из двух слогов, учимся составлять пары слов, отмечая нужные варианты карандашами, а специальная обучающая страничка, делает работу с книгой понятной каждому родителю.
Каждый разворот книжки "Я читаю и понимаю слова" содержит задания и картинки-подсказки, направляющие ребенка. Такая комбинация упражнений подобрана не случайно - именно при подобной подаче материала ребенок активно увеличивает свой словарный запас и развивает речь.
Обучающая книга "Я читаю и понимаю текст" продолжает знакомую многим серию книг "Компакт-технология для дошкольников" и как нельзя лучше подходит для обучения детей чтению и пониманию прочитанного текста. Ребенку необходимо прослушать или прочитать текст, а затем ответить на вопрос о тексте, или нарисовать-обвести то, о чем в тексте рассказывалось. В книге помимо стихотворений и текстов для чтения вы найдете ряд творческих и игровых заданий, помогающих ребенку лучше усваивать текст. Еще одним плюсом книги являются специальные блоки для взрослых, помогающие родителям и педагогам обучать детей. Каждый разворот книжки "Я читаю и понимаю текст" содержит творческие и игровые задания, блоки для взрослых и интересные вопросы для малышей. Такая комбинация упражнений не случайна - именно при подобной подаче материала ребенок активно увеличивает свой словарный запас и развивает речь.
Рефлексия
КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge) - «связать расширить - продумать» - обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме, СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ. КОНЭРС (Corners) - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
Приложение
КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge)
СВЯЖИТЕ полученные сегодня знания с тем, что вы знали ранее :
Как информация и идеи, изученные сегодня, связаны с тем, что вы уже знали и использовали на своем уроке?
РАСШИРЬТЕ полученные знания для применения в будущем:
Ка
кие новые идеи, расширяющие и углубляющие ваше мышление в разных направлениях, вы получили?
ПОДУМАЙТЕ возможные проблемы, которые необходимо преодолеть при внедрении в практику:
Какие трудности могут возникнуть у вас при внедрении этих идей на своих уроках?
Давайте поразмышляем
Какие приемы я могу использовать на своих уроках?_____________________________________________________________________
Предмет____________________________________________________________________
Класс_______________________________________________________________________
Тема_______________________________________________________________________