Многие писатели второй половины XX – начала XXI вв. обращались в своих художественных произведениях к детским проблемам. Детство - пора, когда закладываются все нравственные ценности и принципы человека. Именно в это время происходит формирование личности. Мир ребенка, его мысли и поступки открываются в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
Мир ребёнка в прозе писателей XX
Повествование в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» ведется от первого лица. Главный герой спустя много лет вспоминает события из своего детства, когда ему было одиннадцать лет и он учился в пятом классе. Несмотря на юный возраст, мировоззрение мальчика было совсем не детским. Связано это было с послевоенной эпохой, в которой жил ребёнок. Мы видим, как в юном возрасте подросток сталкивается с серьезными жизненными проблемами.
Герой произведения - умный мальчик, который в деревне признавался за «грамотея». Понимая, что сыну необходимо продолжить образование, мать его одного отправляет в районную школу.
Тяжелые и голодные времена выпали на долю подростка. Мальчик постоянно недоедал и не только из-за тяжелого времени, но ещё из-за того, что сын тети Нади воровал у него картошку, которую ему мама отправляла из деревни. Ребенок не осуждал Федьку и не по -детски понимал всю глубину тяжёлого послевоенного времени, ему лишь обидно было, что эти продукты мама отрывала от семьи, от его сестренки и братика.
Никогда раньше ребёнок не был так далеко от семьи, поэтому очень тосковал по дому. Но надо отметить, что, как бы тяжело мальчику не было, он ни разу не пожаловался своей матери, ни разу не сказал ей, что ему действительно трудно, поскольку понимал, что эти слова только расстроят её. Ребёнок пытался самостоятельно справляться с трудностями, и в этом видна забота его по отношению к матери.
В.Г. Распутин в рассказе показывает, что одиннадцатилетний мальчик обладал такой же возможностью выбора, какой обладали все взрослые люди. У него были такие же проблемы, что и у взрослых людей. Тяжелая жизненная ситуация могла толкнуть рассказчика на воровство. Он мог стать подобным Вадику и Птахе. Однако герой выбрал честный путь: он не вошёл в компанию Вадика, не крал деньги, а зарабатывал их игрой. И деньги ребёнку нужны были не на конфеты и безделушки, а на возможность купить молоко, так как он страдал рахитом. Вот почему играл он только до той суммы, которой хватило бы на баночку молока.
Большую роль в жизни главного героя сыграла его классный руководитель, учитель французского языка Лидия Михайловна. Узнав о том, что мальчик находится в трудном жизненном положении и играет на деньги, она не ругала его, а искренне старалась помочь. Учительница занималась с ребёнком отдельно у себя дома, пыталась накормить его, посылала посылку с макаронами. Обладая скромностью и гордостью, мальчик ни за что не соглашался ни брать продукты у учительницы, ни ужинать у нее после занятий. Не брал он и деньги у Лидии Михайловны, поскольку считал это «подачками» и понимал, что она не настольно богата, чтобы тратить свои деньги и еду на него. Эта черта ребёнка указывает на его честность, порядочность и нежелание перекладывать ответственность за собственную жизнь на чужие плечи. Поняв, что мальчик не примет никаких подарков, Лидия Михайловна стала играть с ребёнком на деньги.
Молодая учительница Лидия Михайловна-человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике чистоту души, настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она дала понять мальчику, что он не одинок. Она пожертвовала собственной карьерой, чтобы помочь маленькому человеку выжить в этом сложном и жестоком мире. Учительница открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать, помогать, разделять трудности. Ребёнок узнал, что есть на свете доброта, отзывчивость и любовь.
Своим рассказом В.Г. Распутин показывает, что история из детства навсегда запомнилась герою и он вынес из нее много уроков, которые помогли ему в дальнейшей жизни.