Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Мотивация спортсменов 16-18 лет к тренировочному процессу по спортивному туризму. Работа №344484

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье говорится о важности изучения вопроса о психологической подготовке спортсменов 16-18 лет в спортивном туризме. Выявление мотивация к тренировочному процессу молодых спортсменов различного темперамента. Была разработана методика, которая включала психологические беседы после каждой технической тренировки и интенсивы в выходные дни от тренировочного процесса. По результатам первичного тестирования были определены типы темперамента спортсменов в контрольной и экспериментальной группах. Также были рассмотрены изменения в контрольной и экспериментальной группах после применения методики по проведению вторичного тестирования.

Работа:

Мотивация спортсменов 16-18 лет различного темперамента к тренировочному процессу при проведении проведения тренировочных сборов по спортивному туризму.

Калинин Андрей Николаевич

тренер-преподаватель

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «СШ «Фаворит»

Аннотация: В статье говорится о важности изучения вопроса о психологической подготовке спортсменов 16-18 лет в спортивном туризме. Выявление мотивация к тренировочному процессу молодых спортсменов различного темперамента. Была разработана методика, которая включала психологические беседы после каждой технической тренировки и интенсивы в выходные дни от тренировочного процесса. По результатам первичного тестирования были определены типы темперамента спортсменов в контрольной и экспериментальной группах. Также были рассмотрены изменения в контрольной и экспериментальной группах после применения методики по проведению вторичного тестирования.

Огромное значение для повышения эффективности в тренировочном процессе у детей 16-18 лет в спортивном туризме являются вопросы изучения темперамента. В современном спорте при равных уровнях физической, технической и тактической подготовки, побеждает тот, кто имеет преимущество в психологической подготовки. Научно обоснованное влияние темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности спортсменов, тесно связанное со спецификой тренировочного процесса в спортивном туризме, позволяет существенно повысить спортивные результаты и мотивацию в тренировочном процессе.

Актуальность темы обусловлена важностью учета мотивационных аспектов, в значительной мере предопределяющих как сам факт занятия спортом, так и результативность соответствующей деятельности на различных этапах спортивной карьеры. Цель выявление мотивация к тренировочному процессу молодых спортсменов различного темперамента в процессе проведения тренировочных сборов по спортивному туризму. Выявление индивидуального уровня мотивации каждого спортсмена позволит в дальнейшем осуществлять коррекцию этого состояния и улучшить результативность тренировочного процесса у детей 16-18 лет в спортивном туризме.

Тип темперамента — это основа характера человека, его стандартные реакции на окружающих и ситуации, врожденные поведенческие черты личности. Впервые о четырех типах темперамента говорил Гиппократ, с тех пор эту классификацию дополняли, но не пересматривали. Он обуславливает особенности динамики психической деятельности, а именно скорость реакций, интенсивность, темп, ритмичность, стремительность, с одной стороны, а с другой – силу эмоциональных проявлений личности, лабильность, скорость возникновения чувств и их прекращения[4].

Ведущими и необходимыми факторами психологической подготовки спортсменов к соревнованиям являются: психологическая подготовка, которая включает в себя настрой на дистанцию, упорядоченность мыслей, переживания, волевые действия, которые возникают у спортсмена в связи с конкретными соревнованиями, воздействия тренера с целью поддержания психического равновесия накануне конкретных соревнований, а так же помощь и поддержка со стороны команды, родственников и помощь тренера спортсмену в определении своих возможностей. Результативность проведения психологической подготовки молодых спортсменов в спортивном туризме должна усиливаться при учете индивидуальных качеств психики.

Психологическая подготовленность спортсмена по спортивному туризму обеспечивает эффективную реализацию тактических, технических возможностей и более высокую мотивацию и работу в тренировочном процессе.

Особое место в психологической подготовке спортсменов занимает психодиагностика. Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально психических особенностей личности [3, С. 32].

Для того, чтобы спортсмен добился высоких результатов и победы, очень важно во время тренировочного процесса сформировать у него мотивацию на достижение результата. Для этого надо знать какая его мотивация сейчас и что именно помогает формировать мотивацию в достижения результата у детей 13-15 лет в спортивному туризме.

Методика исследования:

 Исследование проводилось в период с марта по апрель 2023 года. Участвовали молодые спортсмены (возраст 16-18лет), общее количество испытуемых – 10. Спортсмены МБУ ДО «СШ «Фаворит».

Были организованы 2 группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 5 человек в каждой. КГ занималась по программе рекомендованной федерацией спортивного туризма на базе МБУ ДО «СШ «Фаворит», ЭГ так же занималась по программе федерации спортивного туризма на тренировочных сборах в городе Кисловодск и по разработанной методике, которая включала психологические беседы после каждой технической тренировки и интенсивы в выходные дни от тренировочного процесса. Так же использовались специальные средства для разгрузки спортсменов: курсы термоисточники, экскурсии, тренинги, походы в горы, просмотры мотивационных фильмов и видеороликов.

В исследовании для определения типов темперамента спортсменов был использован тест Г.Айзенка. Анкета предназначена для определения типа темперамента. Участникам нужно было ответить на 57 вопросов ответами «да» или «нет».

Так же в работе использовалась методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса. Опросник предназначен для определения уровня мотивации к достижению успеха. Участникам опыта предлагалось ответить на 41 вопрос, подтверждая свое согласие или несогласие ответами «да» или «нет». Мотивация к достижению результата считается высокой при количестве баллов более 21; средней - 11 - 16; низкой-1 – 10 баллов.

Результаты исследования:

По результатам первичного тестирования определения типов темперамента спортсменов 16-18 лет по спортивному туризму было выявлено, что в ЭГ: сангвиники - 16,2%, холерики – 64,6%, меланхолики - 10,1%, флегматики – 9,1%. Из них экстраверты – 62,7%, а интроверты – 37,3%. В КГ: меланхолики-10,2%, сангвиники –43,4% и холерики – 47,4% Из них экстраверты – 85,9%, интроверты – 14,1%.

Роль темперамента в спорте заключается в том, что от него зависит влияние и деятельность различных психических состояний, вызываемой сложной обстановкой соревнований, эмоциональным состоянием. У спортсменов в спортивном туризме так же по тесту Г.Айзенка были выявлены 2 типа высшей нервной деятельности: интроверсия – экстраверсия.

Типичный экстраверт, по мнению Г.Айзенка, отличается общительностью, большим кругом знакомств, потребностью в контактах. К интроверту относятся те люди, которые склонные к самоанализу, спокойствию, он планирует и обдумывает свои действия заранее.

От типов темперамента спортсмена зависит влияние различных факторов, определяющих уровень психического состояния. Поэтому, этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к спортсмену требований.

Далее мы рассмотрим изменения в контрольной и экспериментальной группах после применения методики по проведению вторичного тестирования.

В таблице 1 представлены результаты психодиагностического исследования мотивации к достижению успеха спортсменов 16-18 лет в спортивном туризме в контрольной группы. Как видно из таблицы 1, высокий уровень мотивации к достижению успеха в контрольной группе спортсменов даже несколько снизился после тренировочных сборов и составил 12%.

Таблица 1- Мотивация к достижению успеха в контрольной группе

Уровни мотивации

Этап педагогического эксперимента

 

До тренировочных сборов (%)

После тренировочных сборов

(%)

Низкий

15

10

Средний

67

78

Высокий

18

12

В таблице 2 представлены результаты психодиагностического исследования мотивации к достижению успеха спортсменов 16-18 лет в спортивном туризме экспериментальной группы. Как видно из таблицы 2, мотивация к достижению результата спортсменов 16-18 лет в спортивном туризме экспериментальной группы повысилась: низкий уровень мотивации уменьшился до нуля, высокий уровень мотивации увеличился до 56%.

Таблица 2- Мотивация к достижению успеха в экспериментальной группе

Уровни мотивации

Этап педагогического эксперимента

 

До тренировочных сборов (%)

После тренировочных сборов

(%)

Низкий

30

0

Средний

40

44

высокий

30

56

ВЫВОДЫ

1. После тренировочных сборов в контрольной группе у спортсменов 16-18 лет по спортивному туризму произошло снижение уровня мотивации к достижению результата: уменьшилось число спортсменов со слишком высоким и умеренно высоким уровнем мотивации.

2. После тренировочных сборов в экспериментальной группе у детей произошло повышение уровня мотивации к достижению результата: увеличилось число спортсменов с высоким уровнем мотивации.

3. По результатам проведенного исследования было определено, что спортсменами высокой мотивации к достижению успеха является сангвистический тип темперамента.

5. От темперамента зависит резистентность к стрессу, так как свойства темперамента и характер функционального взаимоотношения между ними определяют индивидуальные пороги чувствительности спортсменов к тренировочному процессу;

6. От темперамента зависит выбор и эффективность приемов овладения стрессом в соревновательной борьбе.

Из обзора классификаций темперамента и характера, становится понятно, что при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы и т.д.

От того, насколько мы знаем и учитываем специфику темперамента, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков спортсмена. В процессе взаимодействия и общения спортсмена, тренера, родителей и друзей происходит взаимное влияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется взгляд, социальных взаимодействий и других видах отношений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. В работе тренера с малотревожными спортсменов 16-18 лет требуется активизировать активность, формировать мотивационные моменты деятельности, искать заинтересованность.

2. Для оптимизации тренировочного процесса спортсменов 16-18 лет рекомендуется всесторонне применять разработанную и реализованную методику психоэмоциональной подготовки на основе учета типов темперамента в тренировочном этапе подготовки;

Таким образом, полученные результаты подтверждают эффективность проведенного нами исследования. Считаем, что методика представленная в статье является актуальной для использования результатов нашего исследования в действительно действующую подготовку спортсменов 16-18 лет в процессе проведения тренировочных сборов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахатов, A.M. Психологическая подготовка спортсменов: методическое пособие / A.M. Ахатов, И.В. Работин. — Набережные Челны :КамГАФКСиТ, 2020. 64 с.

2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб: Речь, 2021. - С. 44-49.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2006. - 351 с.

4. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. 701 с.

5. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. - СПб: Питер, 2003. - 351с.

6. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. / Под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск.: СибГУФК, 2006. – 150 с.

7. В я т к и н Б. А. Влияние ситуации напряжения на некоторые двигательные качества школьников в зависимости от типологических различий по силе процесса возбуждения. "Вопросы психологии", 2021, № 4,

8. В я т к и н Б. А., Егоров И. В. Типологические различия в динамике формирования двигательных навыков при различных мотивах деятельности. "Теория и практика физической культуры", 2020, № 7.

9. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., "Наука", 2020.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X