В данной статье отражаются возможные пути влияния образования на происхождение проблем в обществе. Также рассматриваются различные подходы к сущности образования. Основной акцент делается на мировоззренческой и гуманистической функциях образования, исследовании образования как общественного института и института человека. Вместе с этим проанализированы многие противоречия сущности образования: результат и процесс, получение и раскрытие знания, умений и ценностей, общественный институт и институт человека. Образование дает человеку практические истины и подготавливает к определенным жизненным обстоятельствам, подталкивает к саморазвитию, самосовершенствованию, предоставляет огромный выбор в общении с людьми, социального статуса, проверяя уровень квалифицированности человека. Критически оцениваются данные противоречия со стороны феноменологии образования. В ходе исследования выясняется, что несочетаемость противоречащих функций образования является главным источником возникновения общественных проблем. В качестве решения данной ситуации предлагается исследовать единую систему образования, опирающуюся на универсальную природу сознания.
Образование как противоречивое явление и процесс
Кудряшова Екатерина Андреевна, студент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
(603005, Россия, Нижний Новгород, ул.Челюскинцев,9, e-mail: ekudr03@gmail.com )
Аннотация. В данной статье отражаются возможные пути влияния образования на происхождение проблем в обществе. Также рассматриваются различные подходы к сущности образования. Основной акцент делается на мировоззренческой и гуманистической функциях образования, исследовании образования как общественного института и института человека. Вместе с этим проанализированы многие противоречия сущности образования: результат и процесс, получение и раскрытие знания, умений и ценностей, общественный институт и институт человека. Образование дает человеку практические истины и подготавливает к определенным жизненным обстоятельствам, подталкивает к саморазвитию, самосовершенствованию, предоставляет огромный выбор в общении с людьми, социального статуса, проверяя уровень квалифицированности человека. Критически оцениваются данные противоречия со стороны феноменологии образования. В ходе исследования выясняется, что несочетаемость противоречащих функций образования является главным источником возникновения общественных проблем. В качестве решения данной ситуации предлагается исследовать единую систему образования, опирающуюся на универсальную природу сознания.
Ключевые слова: сущность образования, основные функции образования, социальные проблемы, система образования.
Education as a controversial phenomenon and process
Kudryashova Ekaterina Andreevna, student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina
(603005, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev st., 9, e-mail: ekudr03@gmail.com)
Annotation. This article reflects the possible ways of the influence of education on the origin of problems in society. Various approaches to the essence of education are also discussed. The main emphasis is placed on the worldview and humanistic functions of education, the study of education as a public institution and human institution. At the same time, many contradictions of the essence of education are analyzed: the result and the process, the acquisition and disclosure of knowledge, skills and values, the social institution and the institution of a person. Education gives a person practical truths and prepares for certain life circumstances, pushes for self-development, self-improvement, provides a huge choice in communicating with people, social status, checking the level of a person's qualifications. These contradictions are critically assessed from the side of the phenomenology of education. In the course of the study, it turns out that the incongruity of the conflicting functions of education is the main source of the emergence of social problems. As a solution to this situation, it is proposed to explore a unified education system based on the universal nature of consciousness.
Key words: essence of education, basic functions of education, social problems, education system.
Введение. Современная наука продолжает изучать сущность образования, поскольку оно является неотъемлемой частью социальной сферы общества. Д.Дьюи в своих работах об образовании приходит к выводу, что человеку для решения каких-либо проблемных ситуаций необходимо применять свои накопленные знания. Поэтому изучение онтологических предпосылок образования и роли системы образования является важным и полезным в контексте общественных проблем. Можно отметить, что акцентирование на законах, определениях, теорий, гипотез, присущее для философии, отводит от исследования действительных противоречий, которые имеют место в образовании. Именно обращение к философии поможет проанализировать онтологические стороны образования. Об этом указывал и Г.Е. Зборовский в одном из своих трудов: «Анализ многосторонних и многоаспектных противоречий в сфере образования ведет, с позиций философского подхода, к осознанию и раскрытию существа мирового (а тем более национального) образовательного кризиса, состоящего в признании неспособности современного образования удовлетворительно решать стоящие перед ним социальные и индивидуально-личностные задачи и выполнять основные функции» [Зборовский, 2000, 23]. Это высказывание подтверждает актуальность данной темы исследования в настоящее время. В философии образования можно отметить некоторые стороны, отражающие отношение к сущности образования. Подобные идеи высказывали и Г.Гегель, и И.Канта, и К.Поппер. Множество концепций образования базируются на различных понятиях о мире, о человеке, о принципах, о знаниях, их взаимодействий и пр. И каждая сторона по-своему вносит конкретный смысл в онтологию образования. Но среди прочего, устойчивой остается общая многофункциональная природа образования.
Изложение основного материала.
Для наиболее четкого анализирования необходимо отделить два подхода. Первый подробно описывает образование со стороны его мировоззренческой функции, рассматривает его цели, принципы, правила, мораль. Второй подход характеризует образование как социальный институт, постоянно связанный с обществом и тем самым влияющий на общественно значимые проблемы. Задачи образования отражают в себе в первую очередь действительные интересы общественной жизни. Следовательно в обществе представление об образованном человеке свое, поскольку задачи включают в себя все: способы и методы, организацию и сущность. Они же обуславливаются ценностями, которые лежат в основе культуры. Это доказывает, насколько сильно ценности в образовании воздействуют на жизнь каждого и общества в целом. В конце концов, основная цель общества- обучение молодого поколения навыкам и методам адаптирования к жизненным обстоятельствам. Вследствие чего появляется одна из главных задач образовательной системы: создание правильных нравственных ориентиров и своей собственной позиции в жизни. Однако наличие индивидуальных позиций педагогов подтверждает противоречия в системе образования.
На сегодняшний день, в условиях изменений образовательного идеала, идут поиски истинных основ тождественности, которые не стали бы попадать под влияние внешних событий, но в то же время отражали основные потребности людей.
Важным является исследование философии в образовании, поскольку на сегодняшний момент у человека происходят события, в которых он делает осознанный выбор понятия об окружающем мире и собственного поведения, отличающегося от человека, живущего по традиционному образу жизни. На данный момент существует различные виды философий, в том числе и философия образования, иногда противоречащих друг другу. В основном это затрагивает те вопросы, которые не ограничиваются чувственным опытом.
Следующий подход отражает образование в роли социального института. Бытийственной функцией образования стало приобщение человека к системе ценностей культуры. Поэтому можно сделать вывод, что культура является источником определенных представлений, мнений, понятий, мировоззрения в образовании. Гуманистический подход направлен на поиск личного предназначения человека.
Таким образом, в ходе образовательного процесса получаются две основные стороны: человек динамичен и у него имеется ориентир в понятии о мире и личного поведения, но одновременно с этим, находясь в конкретной среде, человек оказывается ее элементом и незаметно для себя заимствует инструменты для взаимоотношений с остальными членами этой среды. Как бы то ни было, человек не способен взаимодействовать с культурой. Это возможно лишь через определенные части: творчество, кино, музыка. Тем временем не каждая связь с культурой может стать образовательной, а только та, которая отпечатывается внутри человека.
Здесь мы вновь видим противоречивость природы образования, которую отмечали в своих работах многие известные философы: Д.Дьюи, К.Роджерс, Ж.Пиаж и многие другие. Можно полагать, что основной задачей образования должен стать баланс между его разными элементами.
Заключение
В данной статье была подробно исследована сущность образования как противоречивое явление и общие элементы образования с помощью некоторых подходов. В рамках исследования удалось сформулировать понятие «образование» - деятельность, проходящая через объекты культуры, в результате которой появляются изменения одного или нескольких сознаний человека, нацеленные на обогащение сознания на основе рациональности, раскрытие человека как личности, формирование источника общественных отношений. Новизна работы заключается в выявлении природной устремленности образования на развитие личной сознательности, связанное с культурой как ключ взаимодействия. Равновесие между противоречивыми функциями образование помогает добиться гармонии среди людей. В связи с этим отсутствие баланса приводит к образовательному и мировоззренческому упадку.
Библиографический список
1. Антипин Н.А. Мировоззренческие и методологические проблемы разработки философии образования для ХХI века // Инновации и образование: сборник материалов конференции. СПб., 2003. С. 15-27.
2. Ван-Манен М. Исторические заметки о феноменологической педагогике // Феноменологические исследования. 2008. № 8. С. 193-213.
3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. URL: http://window.edu.ru/resource/456/42456/files/index.html
4. Дьюи Д. От ребенка – к миру, от мира – к ребенку. М.: Карапуз, 2009. 66 с.
5. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс. 2000. № 6. С. 21-29.
6. Костецкий В.В. Философия образования: проблема «теории детельности» // Топос – литературно философский журнал. URL: http://www.topos. ru/article/241
7. Крикунов А.Е. Образование как процесс становления идеального // Известия ВГПУ. 2014. № 2 (263). C. 38-42.
8. Куренкова Р.А. Феноменология образования: современный диалог философии и педагогики // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 1. С. 43-49
9. Палей Е.В. Абсолютное и относительное в социально-философском анализе телеономии ценностей // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2007. № 6 (50). С. 91-94.
10. Пигров К.С. Созидающее слово, или Цивилизация как констелляция смыслов // Цивилизация: вызовы современности. URL: http://philosophy.spbu.ru/ library/7682/7704
11. Плеханов Е.А. Концептуальные основания феноменологической педагогики // Вестник Владимирского государственного университета. Серия: педагогические и психологические науки. 2013. № 12 (31). С. 34-41.