Научно исследовательская работа школьников сегодня занимаетвсе большее место в рамках внеурочной работы. При этом НИРШ проводится по инициативе учителя, учитель выступает как организатор и руководитель исследовательской деятельности учащихся. Учитель несет ответственность за результаты НИРШ.
Главная цель НИР школьников - поэтапное осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы НИР должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции.
Организация научно – исследовательской работы школьников: из опыта работы
С.И. Асланова
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Научно исследовательская работа школьников сегодня занимаетвсе большее место в рамках внеурочной работы. При этом НИРШ проводится по инициативе учителя, учитель выступает как организатор и руководитель исследовательской деятельности учащихся. Учитель несет ответственность за результаты НИРШ.
Главная цель НИР школьников - поэтапное осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы НИР должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции.
Задачи НИР школьников сводятся к следующему:
1.Развитие самостоятельности учащегося. В основе НИР заложен поиск знаний,осуществляемый непосредственно учеником. В этом случае происходит развитие самостоятельности, необходимой для правильной социальной адаптации.
2.Самореализация личности учащегося. Процесс самореализации обязателен длялюбой личности. НИР способствует накоплению опыта самореализации, в результате которого учащийся сможет более правильно и объективно выбрать свой «жизненный путь» и оценить свои способности. Самореализация может осуществляться стихийно в различных направлениях жизни. Однако более эффективно - направить этот процесс в нужное русло.
3.Развитие творческих способностей учащегося. НИР напрямую затрагиваеттворческие способности человека. Она развивает образное мышление, память, логику, умение четко выражать свои мысли устно или на бумаге и проч.
4.Коммуникабельность учащегося. Человек, занимающийся НИР, особенно связанной с гуманитарными дисциплинами, становится более общительным, социальноактивным, даже если он не имеет к этому природных склонностей.
Способности
Научной деятельностью способны заниматься не все. По данным социологических исследований только 16% населения по-настоящему способны заниматься научной работой. Поэтому важно уметь определять талантливых учеников. Стоит учесть, что общая успеваемость учащегося не является главным показателем его реальных способностей. Факторов, влияющих на результаты НИР, может быть очень много. Прежде всего, это:
1) Заинтересованность учащегося
Во-первых, можно сделать акцент на том, что участие в НИР пригодится в дальнейшей жизни учащегося, уже за пределами школы.
Во-вторых, известно, что людям, особенно подросткам, свойственно стремление выделяться, быть не похожим на большинство. Участие в НИР позволит ученику ощутить свое особенное положение.
В-третьих, в НИР можно внести соревновательный или конкурсный аспект.
В-четвертых, прежде чем дать задание ученику, нужно выяснить его интересы,склонности, способности. Эти интересы следует учитывать при выборе темы НИР.
Интерес учащегося к НИР надо не только вызвать, но и постоянно поддерживать.
Для этого необходимо учитывать следующие моменты:
-все этапы НИР должны быть одинаково интересны;
-у учеников должна быть четкая, ясная цель;
-задания должны даваться с учетом способностей и возраста, они должны бытьдоступны, понятны и выполнимы;
- необходимо осуществлять постоянный контроль за ходом НИР.
2) Заинтересованность учителя.
НИРШ зависит прежде всего от учителя: его заинтересованности, компетенции и наличия свободного времени. Поэтому, когда спрашивают, почему учителя основной и средней школы не готовят детей к научно-исследовательским конференциям, хочется кричать: когда? где взять это самое свободное время?
-огромная учебная нагрузка
-классное руководство
-контрольные работы
-проектные работы
-подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д….