Самостоятельная работа студентов эстрадного отделения это важная и обязательная составляющая профессиональной подготовки специалистов. Используемые на лекционных и практических занятиях активные формы и методы, инновационные технологии направлены на активизацию самостоятельной работы студентов, выработки у них навыков поиска и самостоятельного освоения учебного материала по изучаемым дисциплинам. По всем исполнительским специализациям практикуется исполнение перед комиссией самостоятельно выученных произведений, этюдов и гамм и самостоятельная подготовка к концертному выступлению по линии исполнительской практики, ранее пройденных в классе по специальности произведений. Внеклассные формы самостоятельной работы многообразны и выбираются самими студентами. Руководство и контроль за их выполнением осуществляется на занятиях в классах специальности, на прослушиваниях, практических занятиях, тех зачетах, конкурсах. Самостоятельная работа студентов-исполнителей составляет по времени самую значительную часть учебно-творческого процесса. Её организация, методическое обеспечение и регулярный контроль на уроках по специальности, ансамблю, являются одним из самых главных задач преподавателей спец-классов. Разрабатываются эффективные формы наблюдения и контроля профессионального роста обучающихся музыкантов (академические, классные и обще-училищные концерты, сдачи минимумов и обязательных списков, концертная практика, семестровая текущая аттестация), благодаря коллегиальности обсуждения и оценки, выносимых на учебную и концертную эстраду работ студентов, которая обеспечивает методическую целесообразность и необходимую корректировку работы преподавателя в классе. Особый мотивационный эффект дают те задания, в которых обязательным итогом должно быть самостоятельно выработанное собственное решение или мнение. Такая работа со студентами проводится регулярно – это исполнение самостоятельно выученных произведений по специальности, эстрадному ансамблю, изучение оркестровых партий, самостоятельное разучивание гамм и этюдов, выносимых на тех зачет, самостоятельная подготовка импровизационных фрагментов и практическое освоение импровизацией, выполнение инструментовок, занятия по педагогической практике. Стоит также подчеркнуть огромную роль в профессиональном развитии исполнителей проведение открытых концертов в училище, что требует дополнительной самостоятельной работы, участвующих в них студентов, и приносит им богатый, опыт профессионального исполнительства на концертной эстраде. Среди многообразных форм самостоятельной работы студентов, предлагаемых отделением, особо отметим подготовку и участие их в конкурсах и фестивалях самых разных уровней. Участие в конкурсах, фестивалях, мастер-классах – одна из приоритетных форм организации творческой самостоятельной работы студентов, самая действенная мотивация профессионального развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей.
Организация самостоятельной работы студентов эстрадного отделения
Лычагин Сергей Владимирович
г. Самара. ГБПОУ «Самарское музыкальное училище им. Д. Г. Шаталова»
Самостоятельная работа студентов эстрадного отделения это важная и обязательная составляющая профессиональной подготовки специалистов. Используемые на лекционных и практических занятиях активные формы и методы, инновационные технологии направлены на активизацию самостоятельной работы студентов, выработки у них навыков поиска и самостоятельного освоения учебного материала по изучаемым дисциплинам.
По всем исполнительским специализациям практикуется исполнение перед комиссией самостоятельно выученных произведений, этюдов и гамм и самостоятельная подготовка к концертному выступлению по линии исполнительской практики, ранее пройденных в классе по специальности произведений.
Внеклассные формы самостоятельной работы многообразны и выбираются самими студентами. Руководство и контроль за их выполнением осуществляется на занятиях в классах специальности, на прослушиваниях, практических занятиях, тех зачетах, конкурсах. Самостоятельная работа студентов-исполнителей составляет по времени самую значительную часть учебно-творческого процесса. Её организация, методическое обеспечение и регулярный контроль на уроках по специальности, ансамблю, являются одним из самых главных задач преподавателей спец-классов.
Правила и рекомендации для студентов эстрадного отделения при организации самостоятельной работы по специальности.
Самостоятельная работа для студентов музыкально-исполнительского отделения в целом, и для студентов эстрадного отделения в частности является основной и обязательной формой освоения инструмента. Главной задачей отделения и педагога, в этом вопросе, является обучение студента основам и правилам самостоятельной работы.
Студент должен научиться правильно организовывать самостоятельную работу и усвоить следующие правила и рекомендации:
1) Самостоятельные занятия должны проходить регулярно и систематично. Важно организовать самостоятельные занятия, как в самом учебном корпусе, так и вне него. Это становится особенно актуально в период каникул и праздников. При отсутствии возможности самостоятельных занятий в учебном корпусе, учащийся должен использовать дополнительные возможности для самостоятельных занятий дома или в студии. Также, желательно приобретение собственного музыкального инструмента, электронного музыкального инструмента (например электронной ударной установки для барабанщиков или электро-пиано для пианистов), использование специальных тренажеров и средств для уменьшения звучности и громкости инструментов (сурдины для духовых и ударных инструментов, «пэд» для студентов барабанщиков, специальные системы звукоусиления и вывод звука на наушники) и т.д.
2) Необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному» и принцип «доступности» и «последовательности» обучения. Усложнение технического материала и повышение физической нагрузки должно проходить постепенно, по мере его усвоения и готовности исполнительского аппарата. Студент должен учиться объективно оценивать свои профессиональные возможности на данном этапе и чрезмерно не перенапрягаться. Нагрузки на исполнительский аппарат увеличивать постепенно по мере его готовности к этому, следуя рекомендациям педагога. Обязательно разыгрываться вначале занятий! Не допускать перенапряжения в мышцах, заниматься разумно, реально оценивая свои технические и физические возможности на данном этапе. «Срыв» исполнительского аппарата грозит музыканту длительным периодом восстановления и, даже, полной потерей возможности дальнейшего обучения. Такие случаи в педагогической практике не являются редкостью. Здесь, конечно, важна роль педагога в организации процесса обучения студента, начиная с выбора исполнительского материала, организации занятий, заканчивая контролем его самостоятельных занятий и разъяснения их правильной методики.
3) Соблюдать системность и последовательность при организации самостоятельной работы. Осознанно подходить к освоению технических навыков и приемов. Освоение нового материала должно проходить в определённой логической последовательности. Не следует допускать пробелов в освоения материала, хаотично перепрыгивать с одного на другое или, наоборот, «зацикливаться» на чём-то одном. Студенту следует системно, регулярно и в определенной педагогом последовательности, осваивать музыкальный материал и технические приёмы. Это не лишает студента творческой инициативы и возможности осваивать дополнительный материал по своему желанию. Но лучше если это будет происходить, также в «связке» с учителем и не в ущерб освоения основной программы.
4) Правильно чередовать период индивидуальных занятий и отдыха.
Здесь может действовать простое правило 45 минут занятия и 15 минут отдых и так несколько раз. Время занятия может несколько увеличиваться или уменьшаться. Это зависит от степени подготовленности ученика или самочувствия. Отдыхать нужно тоже правильно. Если занятия проходят сидя, то в период отдыха нужно походить, размяться, снять зажатости и напряжение в мышцах. Если студент занимается стоя, то нужно снять нагрузку с ног, размяться.
5) Соблюдать правила безопасности, гигиены и беречь свое здоровье. При организации самостоятельных занятий студенту нужно также учиться соблюдать правила безопасности и заботиться о своём здоровье. Место занятия должно соответствовать элементарным санитарным нормам и должно быть безопасно. Помещение следует регулярно проветривать и соблюдать тепловой режим. Ученик должен учиться правильно пользоваться звуковой аппаратурой и соблюдать правила электро-безопасности. Также необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.
6) Вырабатывать в себе трудолюбие, целеустремлённость и работоспособность. Добиваться поставленных целей. Занятия должны стать потребностью для музыканта!
7) Стремиться к самоорганизации и самоконтролю.
Самоорганизация и самоконтроль являются неотъемлемой частью самостоятельной работы студента. Студенту необходимо вырабатывать эти качества. Многое здесь становиться возможным с появлением определённого опыта и навыков. В значительной мере может помочь мотивированность ученика, его предыдущий опыт самостоятельных занятий в музыкальной школе, а также пример педагога. Важно также понимать, что мотивация-это не только желание что-то сделать, но и умение добиваться поставленных целей.
В заключении данной темы следует отметить, что самостоятельная работа является обязательным условием успешной учебы студентов всех специальностей, но существует и ряд отличительных особенностей, свойственных именно эстрадному отделению. Так, для целого ряда инструментов и специализаций эстрадного отделения, требуется специальное техническое оснащение, применяемое на уроках и при самостоятельной работе студентов. Также обязательно наличие определенных инструментов и специально оснащенных классов для самостоятельных занятий во внеурочное время. Это особенно важно для студентов специализации «ударные инструменты» в силу своей специфики. Громоздкость и множественность ударных инструментов не дает возможности свободного перемещения и требует специально оборудованного помещения.
Также очень важно наличие специально оснащенных классов для самостоятельной работы студентов по классу ансамбля. Это способствует успешному освоению этого предмета, сыгранности ансамбля, отработки навыков импровизации, выработке собственной манеры игры, проявлению творческой инициативы.
Для студентов специализации «эстрадное пение» также необходимо наличие класса, оснащенного специальной аппаратурой для обучения навыкам работы студентов с микрофоном, фонограммой, звуковой аппаратурой.
Все вышеперечисленные особенности организации самостоятельной работы студентов, требуют особого внимания и контроля со стороны педагогов и администрации учебного заведения. А студентам, для успешного освоения профессии, необходимо учиться правильно и с максимальной пользой использовать своё внеурочное время и организовывать свою самостоятельную работу.