В настоящее время педагоги сталкиваются с тем, что многие дети имеют небольшой словарный запас, не умеют согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение. Возникает потребность научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
«Пересказ художественных произведений с помощью картинок в старшей группе»
мастер-класс для педагогов
Воспитатель: Лаврик Надежда Александровна
Актуальность темы
В настоящее время педагоги сталкиваются с тем, что многие дети имеют небольшой словарный запас, не умеют согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение. Возникает потребность научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
Всем известно, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и память, запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Систематичное обучение пересказу может поспособствовать обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом происходит совершенствование структуры речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Сформированность умений воспринять и понять прочитанный текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать небольшие произведения помогут ребёнку в последующем успешном обучении в школе.
Ведь известно, что монологическая речь – один из ведущих в школьном обучении вид речевой деятельности. Этот вид речи достаточно сложен для ребёнка, особенно дошкольного возраста. Монологическая речь отличается развернутостью, опирается на логическое мышление, требует напряжения памяти и внимания, умения пользоваться полными распространёнными предложениями, значительным словарём.
Таким образом, работа по развитию монологической речи с помощью пересказа художественных произведений по картинкам особенно актуальна в старших группах детского сада.
Цель:
ознакомить педагогов с методом пересказа художественных произведений с помощью картинок как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.
Задачи:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста.
раскрыть актуальность данной темы, познакомить с особенностями и этапами работы.
повысить компетентность родителей в вопросах, связанных с речевым развитием старших дошкольников.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. В своей работе я использовала следующие виды зрительной опоры:
1. Мнемотаблицы
2. Серии сюжетные картинки
3. Иллюстрации к художественным произведениям.
Литература
1. Гризик Т.И., Ерофеева Т.И. «Говорим правильно. Рассказываем, сочиняем».
2. Гуськова А.А. «Обучение детей пересказыванию».
3. Куликовская Т.А. «Сказки-пересказки».
4. Сидорчук Т.С., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине».
5. Ткаченко Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам».
Работа по обучению Пересказу художественных произведений с помощью картинок в старшей группе состоит из нескольких этапов:
1 этап. Чтение детской художественной литературы, беседы по прочитанным произведениям.
Итогом стала Игра-путешествие «Путешествие в мир книг»
Игра «Отгадай сказку»
1. На сметане мешен, на окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)
Пересказ сказки по картинкам
2. Возле леса на опушке, трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)
3. «Чьи это слова?» (Назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки)
Печка матушка спрячь нас (Сестрица Аленушка из сказки («Гуси лебеди»)
-Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
и т. д.
4. Игра «Отгадай книгу по обложке»
5. Игра «Волшебный сундук» Давайте попробуем отгадать, что в сундуке лежит
-В сундуке то, что просили прислать зайчатки в сказке «Телефон» (Перчатки)
-В сундуке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр» (Мочалка)
-В сундуке то, на чем комарики ехали в сказке «Тараканище» (Воздушный шарик)
В сундуке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-Цокотуха» (Варенье
2 этап.
Чтение и пересказ с помощью картинок русских народных сказок.
Игры-драматизации, инсценировки по прочитанным произведениям с порой на картинки.
3 этап. Чтение и пересказ коротких рассказов о животных с помощью картинок(В.Бианки, Н.Сладков, Г.Скребицкий)
Дидактическая игра «Придумай продолжение»
С помощью такой игры ребёнок учится придумывать продолжение сказки него развивается речевая активность, возникает желание рассказать сверстникам свою историю, развивается фантазия, творческое воображение.
4 этап. Чтение и пересказ сказок зарубежных писателей с помощью картинок.
Конкурс рисунков, иллюстрирующих сказки.
5 этап. Дневник читателя
1. Рисунки детей- иллюстрации к рассказу.
2. Название произведения (записывается детьми)
3. Автор
4.Схема рассказа (зарисовывается детьми и где нужно подписывается)
Мы сами создаем картинки для пересказа прочитанных произведений.
ребенок не только формирует навыки письма, но и учиться анализировать и пересказывать произведение выделяя основную мысль.
При регулярном заполнении у детей хорошо закрепляется в память рассказы.
Использование картинок облегчают запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Применение данного вида работы показало хорошую динамику по обучению детей пересказу и перспективность. Использование сюжетных картин в обучении пересказу позволяет детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования этого приема удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, воображение, логическое мышление, творческое начало.
Пересказ по сюжетным картинам имеет большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над пересказом дети овладевают навыком диалогической речи.