Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Пересказ художественных произведений с помощью картинок в старшей группе". Работа №340458

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время педагоги сталкиваются с тем, что многие дети имеют небольшой словарный запас, не умеют согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение.  Возникает потребность научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Работа:

«Пересказ художественных произведений с помощью картинок в старшей группе»

мастер-класс для педагогов    

Воспитатель: Лаврик Надежда Александровна

 

Актуальность темы

В настоящее время педагоги сталкиваются с тем, что многие дети имеют небольшой словарный запас, не умеют согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение.  Возникает потребность научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Всем известно, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и память, запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 

Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Систематичное обучение пересказу может поспособствовать обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом происходит совершенствование структуры речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Сформированность умений воспринять и понять прочитанный текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать небольшие произведения помогут ребёнку в последующем успешном обучении в школе.

Ведь известно, что монологическая речь – один из ведущих в школьном обучении вид речевой деятельности. Этот вид речи достаточно сложен для ребёнка, особенно дошкольного возраста. Монологическая речь отличается развернутостью, опирается на логическое мышление, требует напряжения памяти и внимания, умения пользоваться полными распространёнными предложениями, значительным словарём.

Таким образом, работа по развитию монологической речи с помощью пересказа художественных произведений по картинкам особенно актуальна в старших группах детского сада.

 

Цель:

ознакомить педагогов с методом пересказа художественных произведений с помощью картинок как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.

Задачи:

  - повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста. 

раскрыть актуальность данной темы, познакомить с особенностями и этапами работы. 

повысить компетентность родителей в вопросах, связанных с речевым развитием старших дошкольников.

 

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. В своей работе я использовала следующие виды зрительной опоры:

1. Мнемотаблицы

2. Серии сюжетные картинки

3. Иллюстрации к художественным произведениям.

Литература

1.                Гризик Т.И., Ерофеева Т.И. «Говорим правильно. Рассказываем, сочиняем».

2.                Гуськова А.А. «Обучение детей пересказыванию».

3.                Куликовская Т.А. «Сказки-пересказки».

4.                Сидорчук Т.С., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине».

5.                Ткаченко Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам».

 

Работа по обучению Пересказу художественных произведений с помощью картинок в старшей группе состоит из нескольких этапов:

1 этап. Чтение детской художественной литературы, беседы по прочитанным произведениям.

Итогом стала Игра-путешествие «Путешествие в мир книг»

Игра «Отгадай сказку»

1. На сметане мешен, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)

Пересказ сказки по картинкам

 

2. Возле леса на опушке, трое их живет в избушке.
     Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
     Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)

3. «Чьи это слова?» (Назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки)

Печка матушка спрячь нас (Сестрица Аленушка из сказки («Гуси лебеди»)

-Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)

и т. д.

 

4. Игра «Отгадай книгу по обложке»

5. Игра «Волшебный сундук» Давайте попробуем отгадать, что в сундуке лежит
-В сундуке то, что просили прислать зайчатки в сказке «Телефон» (Перчатки)
-В сундуке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр» (Мочалка)
-В сундуке то, на чем комарики ехали в сказке «Тараканище» (Воздушный шарик) 
В сундуке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-Цокотуха» (Варенье

 

2 этап.

Чтение и пересказ с помощью картинок русских народных сказок.

Игры-драматизации, инсценировки по прочитанным произведениям с порой на картинки.

 

3 этап. Чтение и пересказ коротких рассказов о животных с помощью картинок(В.Бианки, Н.Сладков, Г.Скребицкий)

 

Дидактическая игра «Придумай продолжение»

С помощью такой игры ребёнок учится придумывать продолжение сказки него развивается речевая активность, возникает желание рассказать сверстникам свою историю, развивается фантазия, творческое воображение.

 

4 этап. Чтение и пересказ сказок зарубежных писателей с помощью картинок.

Конкурс рисунков, иллюстрирующих сказки.

 

5 этап. Дневник читателя

1. Рисунки детей- иллюстрации к рассказу.

2. Название произведения (записывается детьми)

3. Автор

4.Схема рассказа (зарисовывается детьми и где нужно подписывается)

Мы сами создаем картинки для пересказа прочитанных произведений.

ребенок не только формирует навыки письма, но и учиться анализировать и пересказывать произведение выделяя основную мысль.

При регулярном заполнении у детей хорошо закрепляется в память рассказы.

 

Использование картинок облегчают запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Применение данного вида работы показало хорошую динамику по обучению детей пересказу и перспективность. Использование сюжетных картин в обучении пересказу позволяет детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования этого приема удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, воображение, логическое мышление, творческое начало.

Пересказ по сюжетным картинам имеет большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над пересказом дети овладевают навыком диалогической речи.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×