Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Подходы и инструменты для развития soft skills у студентов. Работа №347713

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В современном образовательном процессе всё большее внимание уделяется развитию у студентов не только профессиональных знаний и навыков, но и так называемых soft skills — гибких навыков, которые включают умение общаться, работать в команде, решать проблемы, проявлять инициативу и адаптироваться к изменениям. Эти навыки становятся особенно важными в условиях динамично меняющегося мира труда, где успешные специалисты должны обладать способностью гибко реагировать на новые вызовы и эффективно взаимодействовать с коллегами. Поэтому интеграция подходов и инструментов для развития soft skills в учебный процесс является приоритетной задачей для преподавателей.

Работа:

ПОДХОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ

 

Шамрай Алина Сергеевна, учитель

ГБОУ СПО ХО «Херсонское профессиональное училище No 2»

 

Ключевые слова: soft skills, студенты, коммуникация, командная работа, креативное мышление, инструменты обучения, профессиональная подготовка.

 

В современном образовательном процессе всё большее внимание уделяется развитию у студентов не только профессиональных знаний и навыков, но и так называемых soft skills — гибких навыков, которые включают умение общаться, работать в команде, решать проблемы, проявлять инициативу и адаптироваться к изменениям. Эти навыки становятся особенно важными в условиях динамично меняющегося мира труда, где успешные специалисты должны обладать способностью гибко реагировать на новые вызовы и эффективно взаимодействовать с коллегами. Поэтому интеграция подходов и инструментов для развития soft skills в учебный процесс является приоритетной задачей для преподавателей.

Одним из эффективных подходов к развитию soft skills является использование командных проектов. Работа над проектами в группе позволяет студентам развивать навыки взаимодействия и сотрудничества, учит их эффективно распределять задачи, учитывать мнение каждого участника и решать возникающие конфликты. Например, студенты могут выполнять проекты по созданию бизнес-плана, разрабатывать приложения или организовывать мероприятия, что требует от них коммуникации, планирования и управления временем. Преподаватели могут предлагать разные форматы проектов, чтобы студенты имели возможность тренировать различные soft skills в реальных ситуациях.

Интерактивные методы обучения, такие как дебаты, ролевые игры и мозговые штурмы, также способствуют развитию гибких навыков. Дебаты помогают студентам учиться аргументированно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения и уважать противоположные мнения. Ролевые игры позволяют моделировать ситуации, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности, и искать решения проблем, исходя из заданных условий. Например, студенты могут разыгрывать сценарии переговоров, презентаций проектов или работы с клиентами, что помогает им развивать навыки общения и креативного мышления.

Использование цифровых инструментов и онлайн-платформ также открывает новые возможности для развития soft skills. Современные образовательные платформы предлагают курсы и тренинги по развитию лидерства, управления проектами, эмоционального интеллекта и других гибких навыков. Например, платформа Coursera или Udemy имеет разнообразные курсы по публичным выступлениям, управлению конфликтами и эффективному взаимодействию в команде. Студенты могут проходить такие курсы параллельно с основной учебной программой, что позволяет им самостоятельно развивать необходимые навыки.

Преподаватели также могут использовать методику проблемного обучения (PBL — Problem-Based Learning), где студенты работают над реальными задачами и ищут пути их решения. В процессе работы над задачами студенты учатся анализировать информацию, находить альтернативные подходы и принимать решения. Этот метод помогает развивать навыки критического мышления, самостоятельного поиска информации и коллективного обсуждения, что делает обучение более осмысленным и интересным для студентов. Например, можно предложить студентам проект по анализу экологической проблемы и разработке решений, что позволит им не только использовать свои знания, но и развивать творческие способности и навыки работы в команде.

Использование тренингов и мастер-классов является ещё одним эффективным инструментом для развития soft skills. Преподаватели могут приглашать специалистов-практиков, которые проводят тренинги по развитию лидерства, умению вести переговоры или управлению стрессом. Такие занятия помогают студентам лучше понять, как применять soft skills в реальной жизни, и получить полезные советы от профессионалов. Например, тренинг по публичным выступлениям может научить студентов уверенно и чётко излагать свои мысли перед аудиторией, что является важным навыком для многих профессий.

Подводя итог, развитие soft skills у студентов требует комплексного подхода и использования разнообразных инструментов. Преподаватели могут интегрировать командные проекты, интерактивные методы обучения, цифровые платформы и тренинги в учебный процесс, чтобы подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности. Формирование гибких навыков помогает студентам адаптироваться к требованиям современного рынка труда, развивает их личностные качества и делает их успешными и востребованными специалистами.

 

Список литературы

1. Уварина Н. В., Петрова Е. В. Модель формирования гибких навыков студентов профессиональных образовательных организаций // Современная высшая школа: инновационный аспект. Т. 14. № 4. 2022. – С. 126-134.

2. Ускова Б.А., Фоминых М.В. Методика формирования soft skills у студентов вузов: теоретический и практический аспекты // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19. № 1. С. 77-92.

3. Шалдина, А. В. Формирование soft skills обучающихся СПО с помощью цифровых компетенций / А. В. Шалдина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 65-71.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X