Укреплять «наслушанность» обучающихся на материале других, стилистически близких музыкальных сочинений, и потом уже переходить к восприятию намеченного шедевра. МУЗЫКА – ГЛАВНОЕ. МУЗЫКА – ФОН.
рядом с величайшими эстетическими вершинами музыкального искусства, вновь прорастала и воскресала незатейливая идея фоновой музыки! Музыки, которая не претендует на смысловое первенство, но скрасит будни обычного человека.
Музыка сопровождает их не только по дороге в школу, но и во время чтения книг, решения задач, выполнения других домашних заданий. Такое поведение стало типичным для современных школьников, и это – очевидный факт.
Учителя музыки призваны это положение изменить!!!
Статья. «Полноценное восприятие музыки в образовательном процессе современной школы».
Автор: учитель музыки и МХК высшей категории
МОУ «СОШ№33 имени П.А. Столыпина»
город Энгельс Саратовская область.
Укреплять «наслушанность» обучающихся на материале других, стилистически близких музыкальных сочинений, и потом уже переходить к восприятию намеченного шедевра. МУЗЫКА – ГЛАВНОЕ. МУЗЫКА – ФОН.
Лист однажды заметил: «Есть музыка, которая к нам идёт,
и –другая, которая требует, чтобы мы к ней шли».
Музыка серьёзная, претендующая на полное и безоговорочное внимание слушателей занимает первые места в перечне шедевров, составляющих основу школьного репертуара.
Ф. Лист – гениальный пианист XIX века, композитор-романтик, писатель и общественный деятель. Благодаря ему и другим гениям романтизма в XIX столетии сложился уникальный феномен – высокий стандарт восприятия музыки.
Воспитывая грамотного слушателя, мы невольно ориентируемся на идеальный образ концертного зала, где в ожидании строгих и мудрых гармоний в сосредоточенной тишине замерла восторженная публика…
Но так было не всегда. Из биографических описаний известно, что И. С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, другие выдающиеся музыканты прошлого служили в церкви или при дворах знатных вельмож. Во время исполнения их очередного опуса аристократы вовсе не были обязаны соблюдать безупречную тишину в собственных гостиных.
В театр приходили пообщаться, показать свои наряды, завязать полезные знакомства. Музыка долгое время была фоном, антуражем для светского досуга, приятного времяпровождения представителей высшего сословия.
Романтический XIX век изменил эту «расстановку сил», поднял слушательскую культуру на небывалую ранее высоту.
В начале XX столетия более простая и демократичная установка возродилась в концепции меблировочной музыки. «Нам нужна музыка повседневности!» – провозгласил французский писатель и драматург Ж. Кокто.
Примечательно, что подобные призывы прозвучали в то же самое время, когда С. Дягилев уже занимался организацией своих феерических «русских сезонов», А. Скрябин обдумывал замысел космической мистерии, С. Рахманинов создавал гениальные прелюдии и этюды-картины для фортепиано… То есть рядом с величайшими эстетическими вершинами музыкального искусства, вновь прорастала и воскресала незатейливая идея фоновой музыки! Музыки, которая не претендует на смысловое первенство, но скрасит будни обычного человека.
В подростковой среде: ребята буквально «живут» в наушниках. Музыка сопровождает их не только по дороге в школу, но и во время чтения книг, решения задач, выполнения других домашних заданий. Такое поведение стало типичным для современных школьников, и это – очевидный факт.
Учителя музыки призваны это положение изменить!!!
Так, для знакомства с «Героической» симфонией Л. Бетховена хорошей интонационной подготовкой будут симфонии Й. Гайдна.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ.
В условиях, когда каждый учитель стремиться разнообразить свой предмет для лушей усвоения материала учениками. методическая поддержка со стороны учителя музыки может оказаться по-настоящему востребованной профессиональной помощью.
Примеры.
1. Представим, что учитель географии знакомит пятиклассников с гипотезами о возникновении Земли, говорит о влиянии Космоса на нашу планету и жизнь людей на Земле. Данный рассказ будет уместно дополнить «космическими» произведениями современных композиторов, например: «Мозаика» Э. Артемьева, «Поток» А. Шнитке, органная музыка эпохи барокко, например, токкаты и фуги, хоральные прелюдии И. С. Баха.
2. В 6 классе на уроках географии школьники изучают тему«Гидросфера» - здесь будут уместны программные произведения импрессионистов и романтиков (симфоническая фантазия «Море» А. Глазунова; фортепианные пьесы «Игра воды», «Лодка в океане» М. Равеля; «Отражения в воде», «Затонувший собор» К. Дебюсси).
3. В сопровождении вступления «Океан – море синее» к опере Н. Римского-Корсакова «Садко» прочитать параграф из учебника по географии, посвящённый мировому океану.
4. История. Суровый ритм жизни православных монастырей отпечатался в строгости и размеренности знаменного распева.
Пышностью, обилием украшений и придворных манер времён Людовика XIV пропитана музыка французских клавесинистов...
ПРИМЕРЫ.
Первобытность И. Стравинский, балет «Весна священная» (фрагменты)27. Ф. Караев, балет «Тени Гобустана» (фрагменты).
Древний Египет С. Прокофьев, симфоническая сюита «Египетские ночи»:№ 1 «Ночь в Египте», № 2 «Тревога», № 4 «Танец». Реконструкция звучания египетского авлоса в исполнении М. Брамберга.
Древняя Греция. К. Дебюсси, «Послеполуденный отдых Фавна» для симфонического оркестра, К. Дебюсси, 6 античных эпиграфов для фортепиано в 4 руки.
Кофейный мир: от плантации до кантаты.
Технология, История, Обществознание, Музыка
Обучающиеся изучают историю появления в Европе традиции пить кофе.
Вариативно: сервируют стол и / или исследуют технологию приготовления. Идея на основе технологии «погружения» (преподаватели г. Щёлково Московской области) Приготовление различных кофейных напитков и исследуют торговые пути и рынки кофе. Параллельно изучают историю появления серьёзного жанра кантаты на такую «несерьёзную» тему, как кофе («Кофейная кантата» И.С. Баха).