Контроль знаний и умений студентов -это очень важный и значимый момент в процессе обучения. В настоящее время качеству образования уделяется большое значение. Так это необходимо для выпука конкурентоспособных выпускников СПО. В процессе обучения необходимо мотивировать студентов к получению новых знаний и умений. Это позволит улучшить и заинтересовать обучающихся. Контроль необходимо осуществлять на протяжении всего курса изучения дисциплинв. По результатам контроля можно выявить слабые стороны и своевремено их устранить.
преподаватель
Колледж профессионального образования ПГНИУ
Воспитание, обучение, профессиональное самоопределение и организация контроля обучающихся для повышения нового качества образования при изучении дисциплины Экономика организации
Контроль знаний и умений обучающихся - это, бесспорно, один из наиболее значимых составляющих учебного процесса. В профессиональном образовании качество подготовки специалиста во многом зависит от его эффективной организации: преподаватель должен иметь возможность регулярно получать объективную информацию о том, как усваивается материал на каждом занятии (будь то лекция или практика), в какой степени и на каком уровне обучающиеся способны применить полученные знания для выполнения практических заданий. Эта так необходимая преподавателю обратная связь как раз и устанавливается благодаря контролю, позволяя оценивать динамику усвоения учебного материала, успешность процесса формирования компетенций, а на основе анализа полученной информации - вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса по дисциплине.
При обучении дисциплине "Экономика организации" проводимый преподавателем контроль знаний и умений обучающихся выполняет несколько функций: воспитательную, развивающую, обучающую, и проверочную.
Непосредственно затрагивая эмоциональную сферу личности обучающегося контроль, тем самым, выполняет воспитательную функцию: дисциплинирует обучающегося, воспитывает чувство ответственности как за свою работу, так и за работу однокурсника (при работе в группах), приучает к систематическому учебному труду при регулярном выполнении домашних заданий по дисциплине.
Развивающая функция контроля заключается в том, что при проведении контрольных проверок на занятиях по дисциплине "Экономика организации" как лекционных (в мини-формате), так и практических, отвечая на вопросы проблемного характера, обучающийся не только воспроизводит, перерабатывает и систематизирует имеющиеся знания, но и делает выводы, обобщения, приводит доказательства, что в полной мере содействует его развитию.
В ходе проведения контрольных работ по дисциплине "Экономика организации" проявляется обучающая функция контроля: повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний происходит путем их уточнения и дополнения, обучающиеся переосмысливают пройденный материал, используя знания в своей практической деятельности. Контроль на занятиях по дисциплине "Экономика организации" способствует формированию таких общих компетенций, как способность рационально организовывать свою деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.
Показатели текущего и рубежного контроля являются, главным образом, основанием для суждения как об успешности и качестве освоения умений и усвоения знаний каждого отдельного обучающегося по дисциплине "Экономика организации", так и констатируют результативность деятельности преподавателя, помогают определить направления ее совершенствования.
Из всех перечисленных функций, по мнению автора, наиболее важная функция контроля как для обучающегося, так и для преподавателя - это его проверочная функция.
Многолетний опыт преподавания дисциплины "Экономика организации" позволяет сделать вывод о том, что контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект только тогда, когда он:
- планомерный и систематический, когда студенты осведомлены о периодичности контроля (входной и срез знаний по дисциплине; на каждом занятии в мини-формате с последующим обсуждением допущенных ошибок); такая регулярность контроля позволяет выявлять и исправлять недоработки и своевременно принимать меры по их устранению;
- объективный, позволяющий реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности обучающегося, правильно установив уровень овладения знаниями и умениями; объективность контрольной проверки определяется, прежде всего, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверяемых знаний целям проверки;
- всесторонний, охватывающий каждую тему каждого раздела программы; результаты контроля должны показать, насколько обучающиеся умеют пользоваться полученной на занятии информации для выполнения учебных и практических заданий;
- индивидуальный, т.к. каждый обучающийся овладевает знаниями и умениями, компетенциями в соответствии со своими психофизиологическими особенностями: в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества, как медлительность, робость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки;
- экономичный, чтобы иметь возможность проводить анализ проверочных работ и их оценку в достаточно короткий срок;
- педагогически тактичный, когда проверка осуществляется в спокойной деловой обстановке, а все замечания и оценки делаются в тактичной и доброжелательной форме.
Для повышения познавательной активности обучающихся всей группы при проверке усвоенных знаний и освоенных умений по дисциплине "Экономика организации" применяется сочетание индивидуального и фронтального опроса. При этом важное значение имеет умение преподавателя управлять устным опросом: слушать ответ обучающегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Недопустимо торопить или прерывать ответ обучающегося, кроме тех случаев, когда допущена грубая ошибка, или ответ дается не по существу. Чаще всего целесообразно наводящими вопросами помочь обучающемуся, но если он не в состоянии понять и исправить ошибку, то следует вызвать другого для ее исправления.
Для углубления и расширения знаний обучающихся по дисциплине "Экономика организации" каждому обучающемуся выдаются индивидуальные задания исследовательского характера по подготовке доклада с презентацией по вопросам учебного материала, по истории вопроса.
Письменная проверка по дисциплине "Экономика организации" используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности обучающихся (при выполнении домашних заданий, индивидуальных проектов и т.п.).
По продолжительности письменные контрольные работы по дисциплине бывают кратковременными (7-10 мин), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала в ходе текущего контроля, а также более длительными - при проведении рубежного контроля.
Письменные проверочные работы по дисциплине "Экономика организации" проводятся в самой разнообразной форме: ответы на вопросы, написание эссе, выполнение различных схем, подготовка рефератов, решение тестов и кроссвордов по темам дисциплины.
Для воспитания у обучающихся сознательного отношения к проверке на дисциплине "Экономика организации" применяются такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль способствует выработке умений находить и исправлять ошибки по тому ключу, который выдает преподаватель. Ключ содержит правильные ответы, по которым обучающиеся сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. При этом правильные ответы проецируются на экран либо записываются на доске.
Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой обучающиеся проверяют друг у друга результаты выполнения заданий.
Совокупность названных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную картину обученности обучающихся по дисциплине "Экономика организации".
Результаты контроля знаний и умений обучающихся выражаются в оценке. На этот важный момент следует обратить особое внимание: оценка - это не только баллы (отметка), но и оценочные суждения преподавателя о качестве и уровне усвоения знаний и освоения умений, установленных программой учебной дисциплины, т.к. всё это влияет на самооценку обучающегося.
При выставлении оценок по дисциплине "Экономика организации" соблюдаются следующие требования: объективность, индивидуальный характер, гласность, обоснованность и педагогический такт.
Таким образом, контроль по дисциплине "Экономика организации" организован с целью повышения качества обучения, т.к. использование самых разнообразных его видов и форм, методов и приемов позволяет аккумулировать и систематизировать объективную информацию об уровне и качестве овладения обучающимися учебным материалом по дисциплине, о возможностях применения ими полученных знаний для выполнения практических заданий.
5