Приемы постановки звуков при дизартрии.
Особенности логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии .
Логопедическая работа по постановке свистящих звуков у детей с дизартрией.
Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией.
· уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);
Трудности в работе учителя – логопеда при коррекции свистящих звуков у детей с дизартрией.
Пути решения проблем в процессе постановки и автоматизации свистящих звуков.
ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ ДИЗАРТРИИ
Приступая к коррекции звуков, необходимо знать причину их недостатков. Нарушения звукопроизношения могут быть как при дислалии, так и дизартрии, стертой форме дизартрии, ринолалии. При каждом диагнозе есть свои особенности. Но при любом нарушении необходимо знать характеристику звука, правильную артикуляцию, комплекс упражнений для каждой группы звуков. Подготовительный этап (артикуляционные упражнения, выработка воздушной струи) будет зависеть от диагноза и особенностей ребенка, продолжается до выработки стереотипа.
Постановку звуков при дизартрии начинают с наиболее доступных данному ребенку. При этом используются все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, вибрационный.
Вызывая звуки, нужно стараться максимально использовать уже доступные ребенку артикуляционные движения и фонемы.
Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных артикуляциях.
Артикуляции улучшаются при удлинении выдоха и достаточном давлении воздушной струи.
Поэтому лучше начинать постановку звуков лежа на кушетке. Ребенок вдыхает через нос «полный живот воздуха» и плавно выдыхает через рот. Дыхание лежа – нижне-диафрагмальное.
При формировании артикуляционного праксиса необходимо учитывать мышечную взаимосвязь органов артикуляции. Для этого полезно использовать следующие приемы:
- чтобы переместить язык несколько в глубь рта необходимо механическим путем выдвинуть углы рта вперед. И наоборот, при отодвигании углов рта в стороны, язык приближается вперед. Эти приемы использовать с опорой на зрительный контроль.
Принцип избирательной артикуляционной гимнастики допускает применение дополнительных артикуляционных упражнений.
При дизартрии идет отклонение языка в левую сторону при подъеме вверх. Это значит, что правая сторона слабее. При слабости мышц правой стороны языка следует проводить упражнения для укрепления и развития силы правой половины языка.
Языком дотронуться до зубов левой стороны, вверху, внизу, подпереть левую щеку. Эффективными являются упражнения с преодолением сопротивления. Например, при правосторонней слабости язык отходит влево, ребенок высовывает язык и отводит его в левую сторону. В этом случае отведению препятствовать надо с помощью шпателя или удерживать язык рукой через марлевую салфетку.
При коррекции искаженные звуки называть ребенку не надо, чтоб не вызвать у него неправильного произношения.
Ставить звуки в слогах.
Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются:
- значительно более длительные сроки работы над каждым звуком;
- необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам;
- опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания);
- соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.
Логопедическая работа по постановке свистящих звуков у детей с дизартрией.
Работа над звуком ведется в следующей последовательности:
1. Подготовительный этап.
2. Постановка звука, формирование первичных произносительных умений и навыков.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Трудности в работе учителя – логопеда при коррекции свистящих звуков у детей с дизартрией
В связи с тем, что дизартрия это органическое поражение центральной нервной системы при коррекции свистящих звуков т
ребуется обязательное медикаментозное лечение для обеспечения питания ЦНС, которое назначает невролог. Но в большинстве случаев
родители не понимают необходимости обращения к
неврологу.
В результате чего значительно удлиняются сроки коррекции, которая
в свою очередь, требует больших усилий от логопеда и ребенка.
А еще медикаментозным лечением снимается отрицательное отношение ребенка к логопедическим воздействиям.
2. Длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение
пределенной
последовательности в работе над звуками. Это связано с
н
аличием
ММД (минимальная мозговая дисфункция) у детей с дизартрией, которая выражается в нарушении деятельности мозга (плохое кровообращение и в следствии плохое питание мозга): снижении работоспособности, памяти, устойчивости внимания и т.п. А процесс автоматизации – выработка условно-рефлекторных связей.
3.«Кабинетный эффект». Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц
навык
, казавшийся прочным,
исчезает,
ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению.
Специфика нарушений в произношении звуков у детей с дизартрией
уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);
развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;
нормализации просодической системы речи;
Пути решения проблем в процессе постановки и автоматизации свистящих звуков:
Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю
работу
с такими детьми, необходимо
проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения
.
Тесная работа с родителями ребенка и с неврологом.
Большое внимание следует уделять выработке
кинестетических ощущений от движения и тонуса артикуляционной мускулатуры
. Эти ощущения усиливаются при выполнении упражнений с закрытыми глазами.