Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. В некоторых случаях считают инновацией использование уже известного метода, с небольшим изменением, модификацией.
Инновации - это предмет особенной деятельности человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами, способами, и желает не только новизны содержания, а качественно новых результатов.
Тема: «Применение инновационных технологий в воспитательной работе школы».
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. В некоторых случаях считают инновацией использование уже известного метода, с небольшим изменением, модификацией.
Инновации - это предмет особенной деятельности человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами, способами, и желает не только новизны содержания, а качественно новых результатов.
Инновационный подход в работе классного руководителя предполагает:
· введение нового в цели воспитательной деятельности;
· разработку нового содержания, новых методов и форм воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем;
· разработку новых технологий управления развитием воспитательной системы класса;
· рассмотрение класса как экспериментальной площадки;
· ситуацию, когда деятельность классного руководителя приобретает принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление воспитания, которое имеет системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты воспитательной системы.
Среди направлений инновационной деятельности классного руководителя выделяются:
· мониторинговая деятельность;
· проектная деятельность;
· социальное проектирование;
· электронный портфолио.
· использование интерактивных технологий.
К инновационным технологиям можно отнести:
· коллективное творческое дело
· технология дидактической игры
· здоровьесберегающая технология
· личностно - ориентированная технология
· информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека)
· нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
· социальное проектирование
· организационно-деятельностные игры
· технология исследовательской деятельности
· технология проектов
· кейс – технологии
· арт-технологии
· шоу - технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
· групповая проблемная работа (разработка проектов)
· диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
Реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании. Благодаря им возможно повышение качества воспитательной работы, развития познавательного интереса
Области применения информационных технологий:
1. Электронная документация классного руководителя. Мониторинг, диагностирование, анкетирование. На компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например: - План воспитательной работы; - Социальный паспорт класса; - Анкеты; - Психолого-педагогические характеристики учащихся класса; - База данных учащихся и их родителей.
Из года в год легко отследить произошедшие улучшения или ухудшения. Например, хорошо прослеживается динамика успеваемости или качества знаний учащихся класса, изменение уровня здоровья учащихся, уровня занятости учащихся во внеурочное время. По результатам сравнительных диаграмм можно делать выводы и согласно им планировать дальнейшую работу классного руководителя.
По диаграммам хорошо видно, по какому направлению деятельности были достигнуты положительные результаты, а чему нужно уделить особое внимание из-за отрицательной динамики. Согласно сделанных выводов легко можно построить свой план воспитательной работы, который тоже очень удобно сделать на компьютере в программе MS Word. В таком виде план более удобен в использовании, эстетичен, в него всегда, в любой момент можно внести изменения и поправки
При составлении плана воспитательной работы на будущий учебный год приходится учитывать особенности каждого обучающегося. Представим, что у большинства учащихся класса такой показатель как доброта, отзывчивость, милосердие низкий. Классный руководитель в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д. Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель ученика по разным критериям, средний показатель класса по данному критерию, найти эти значения в процентах и построить диаграммы.
Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.
Рассказать о рейтинговой системе в классе.
Я хочу рассказать каким образом я применяю информационные технологии. А именно таблицу Х-L для подведения итогов по рейтингу в классе. Сама рейтинговая система у нас существует уже год, но все не могла довести до ума, а именно систематизировать в удобный формат, который позволяет наглядно показать и предоставить результат и детям, и коллегам, и родителям. Для собственного анализа своей работы, для исправления недостатков в воспитательной работе.
2. Внеклассные мероприятия. Творческая работа с учениками
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях. Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома. Показать свой видео альбом.
Создается методическая копилка:
– презентаций
– видеоматериалов
– конспектов мероприятий с использованием ИКТ
– методических рекомендаций к проведению таких мероприятий. Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности учащихся к предложенной теме. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время.
Для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: пешие и велосипедные походы, посещение катка, семейные спортивные праздники и т.д.) необходимо применение здоровьесберегающей и оздоровительной технологий.
Применение инновационных технологий помогает классному руководителю улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.
3. Ярмарка педагогических идей на тему: «Классный проект - как сделать классное дело интересным и содержательным».
Представить свои проекты, интересные идеи, традиции предлагаю нашим коллегам.
Первым предоставляю слово Нуриахметовой Н.А,
Второе выступление у Моисеенко О.В
Третьим выступит Крюкова Н.В
Подведем итог. В нашей школе созданы все условия для развития успешной, творческой, интеллектуальной личности, способного приспособиться и адаптироваться к различным требованиям и трудностям нового информационного общества.
Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, гарант нынешней и будущей успешности ребёнка, рассматривающий развитие каждого обучающегося через выстраивание его индивидуальной образовательной траектории, раскрытие его талантов и способностей.
«Классный» - значит, лучший, удивительный, прекрасный; значит, надёжный, понимающий; значит - образец во всём! И в то же время - «руководитель»! Именно он – тот магнит, который притягивает к себе детей, вдохновляет их на яркие, интересные дела, воодушевляет, подсказывает, зовёт за собой!
Давайте проведем опрос и выясним с пользой ли мы провели сегодняшнее заседание. Ссылка в группе по воспитательной работе.