Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой сложную и многогранную задачу, требующую от педагогов глубокой профессиональной подготовки и понимания индивидуальных особенностей каждого ученика. Нейропсихологический подход предлагает методы и инструменты, которые помогают максимально эффективно организовать коррекционно-развивающие занятия, улучшая качество обучения и социализации детей.
Применение нейропсихологического подхода как основа подготовки и проведения корреционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой сложную и многогранную задачу, требующую от педагогов глубокой профессиональной подготовки и понимания индивидуальных особенностей каждого ученика. Нейропсихологический подход предлагает методы и инструменты, которые помогают максимально эффективно организовать коррекционно-развивающие занятия, улучшая качество обучения и социализации детей.
Основным принципом нейропсихологического подхода является понимание того, как функционируют различные структуры мозга и как они связаны с поведением и обучением. Этот подход позволяет выявить конкретные нарушения в нейропсихологических функциях и адаптировать образовательные методики в зависимости от индивидуальных потребностей каждого ребенка. Например, если у ученика наблюдаются проблемы с зрительным восприятием, педагог-дефектолог может разработать специальные упражнения, направленные на улучшение этой функции. Одним из таких упражнений может быть использование карточек с изображениями, где ребенок должен находить пары и комментировать, что он видит, что способствует развитию зрительной памяти и внимания.
Когнитивные функции, такие как внимание, память и мышление, являются ключевыми для успешного обучения. У детей с ОВЗ часто возникают трудности с концентрацией и запоминанием информации. Для решения этой проблемы можно использовать игры, направленные на развитие этих навыков. Например, игра "Слушай и запоминай" включает в себя воспроизведение коротких последовательностей слов или звуков, которые ребенок должен запомнить и повторить. Эта игра не только развивает память, но и учит детей сосредотачиваться на задаче, что особенно важно для обучения.
Моторные навыки также играют важную роль в процессе обучения. У детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения координации и мелкой моторики. В рамках нейропсихологического подхода можно включить в занятия упражнения для развития мелкой моторики, такие как работа с конструкторами, лепка из пластилина или рисование. Например, занятия по лепке помогают развивать не только моторику, но и воображение, что делает процесс обучения более увлекательным. Педагог может предложить детям создать фигурки по образцу или по фантазии, что также способствует развитию креативности.
Социальные навыки и взаимодействие с окружающими — еще одна важная сфера, в которой нейропсихологический подход оказывается полезным. Дети с ОВЗ могут испытывать трудности в общении и установлении контактов с ровесниками. Для решения этой проблемы педагог-дефектолог может организовать ролевые игры, где дети отрабатывают различные социальные ситуации. Например, игра "Магазин" позволяет детям научиться взаимодействовать друг с другом, торговаться и делиться, что способствует формированию социальных навыков. В процессе игры педагог может вводить дополнительные задачи, например, дать задания на выполнение совместных действий, что поможет детям лучше понять, как важно работать в команде.
Индивидуальный подход к каждому ребенку — это краеугольный камень нейропсихологического подхода. Понимание того, что каждый ученик имеет свои уникальные особенности и потребности, позволяет педагогу создать персонализированную программу обучения. Например, для ребенка с задержкой речевого развития можно разработать занятия, где акцент будет сделан на развитие речи через игры и взаимодействие. Важно использовать разнообразные методы: от артикуляционной гимнастики до игр с музыкальными инструментами, которые помогут ребенку улучшить речевые навыки.
Обратная связь между педагогом и учеником также имеет критическое значение. Педагог-дефектолог должен регулярно оценивать прогресс ребенка и предоставлять ему обратную связь. Позитивное подкрепление, например, похвала за достигнутые успехи, способствует повышению мотивации и уверенности в себе. Важно, чтобы дети чувствовали поддержку и понимали, что их усилия замечают и ценят.
Работа с родителями играет не менее важную роль в процессе коррекции и развития. Педагог может проводить встречи с родителями, информируя их о методах, которые они могут использовать дома для поддержки развития ребенка. Например, можно предложить родителям выполнять простые игровые задания вместе с детьми, что поможет создать позитивную атмосферу для обучения и укрепить родительскую связь. Это может быть что-то простое, как чтение книг вместе, где родители могут задавать вопросы о прочитанном, что поможет развивать мышление и речь ребенка.
Кроме того, важно создать поддерживающую и комфортную среду в классе, где дети смогут чувствовать себя безопасно и уверенно. Нейропсихологический подход предполагает, что атмосфера обучения должна быть позитивной, чтобы дети могли свободно выражать свои мысли и чувства. Например, можно создать "уголок спокойствия" с мягкими игрушками и книгами, куда дети могут уходить в моменты стресса или перегрузки. Это пространство может служить местом для восстановления сил и эмоционального баланса.
Применение нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающих занятиях для детей с ОВЗ помогает не только улучшить образовательные результаты, но и способствовать их всестороннему развитию. Понимание нейропсихологических механизмов, стоящих за поведением и обучением, позволяет педагогам более эффективно адаптировать свои методы и подходы. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и успешное обучение требует внимания, терпения и поддержки со стороны как педагогов, так и родителей.
Таким образом, нейропсихологический подход становится основой для создания эффективных коррекционно-развивающих занятий, которые помогают детям с ОВЗ достигать успехов в обучении и социальной адаптации. Работая в этом направлении, мы можем не только улучшить качество образования, но и помочь детям развивать уверенность в себе, что является важным шагом к их дальнейшему благополучию и успеху в жизни.
Список литературы
1. Пивоварова Е.В., Колганов С.Н. Нейропсихологические занятия с детьми. – 2 ч. Ч.1. – М.:АЙРИС – пресс, 2015
2. Семёнович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2017.—474 с.
3. Стрельникова А. С, Веселкова Е. А. Методы коррекции психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. № 11-1.