Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики.. Работа №337949

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Технология проблемного обучения _ это система обучения, основанная на получении новых знаний обучающимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера. Она направленна на развитие творческого мышления, навыков командной работы и дидактико-материалистического мышления.

В статье описывается последовательность действий при использовании технологии проблемного обучения, приводятся примеры проблемных ситуаций на различных этапах урока.

Также описаны трудности , которые могут возникнуть при использовании данной технологии.

Работа:

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики.

  Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний обучающимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера.

Она направлена на развитие творческого мышления, навыков командной работы и диалектико-материалистического мышления.

Технология проблемного обучения предполагает определённую последовательность действий:

1.Создание проблемной ситуации

2.Формирование проблемы

3.Индивидуальное или групповое решение проблемы

4.Проверка полученных решений

5.Закрепление и применение вновь приобретённых знаний

Средствами проблемного обучения являются:

-проблемный вопрос;

-проблемная задача;

- проблемная ситуация.

Важный и ответственный этап проблемного обучения – создание проблемной ситуации.

Главным средством для этого служат проблемные вопросы, однако, на уроках физики с этой целью можно использовать демонстрационный и мысленный эксперимент, фронтальные опыты, экспериментальные задачи и т.д.

На своих уроках я применяю следующие проблемные ситуации:

1. Ситуация неожиданности возникает при ознакомлении учащихся с фактами, явлениями, опытами, выводами, которые вызывают удивление, кажутся необычными, парадоксальными. Например, задаю вопрос: «Может ли кипеть вода при комнатной температуре?», который служит основой для создания проблемной ситуации. Показывая известный опыт, демонстрирующий кипение воды при комнатной температуре.

2. Ситуация предвидения заключается в выдвижении преподавателем гипотезы о возможности существования определенной закономерности или явления с вовлечением студентов в исследовательский поиск. Например, делаю такой прогноз: «Известно, что электрический ток порождает магнитное поле. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?». Обсуждая разные варианты решения проблемы, обучающиеся в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта М. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.

3.Ситуация несоответствия заключается в том, что жизненный опыт обучающихся, понятия и представления, сложившиеся у них стихийно, вступают в противоречие с научными данными. Можно продемонстрировать следующий опыт: прогревают сверху воду, налитую в пробирку. На дне пробирки с помощью груза укрепляется кусочек льда. Верхний слой воды закипает, а нижний остается холодным (лед не тает). Обучающие свободно объясняют результат опыта, так как им известна плохая теплопроводность воды.

Проблемные ситуации создаю на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий.

Приведу примеры некоторых из них.

1.Изучение нового материала.

Тема «Волновые свойства света» При изучении дисперсии света большую проблему вызывает вопрос цвета Солнца. Обучающиеся не знают цвет Солнца, называют желтый, красный, но только не белый. Какого цвета Солнце?

При изучении интерференции света. Проблемный вопрос: Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?

2.При решении физических задач.

-Задание с заведомо допущенной ошибкой.

-Даю ряд готовых решений задачи, среди которых надо выбрать правильное.

-Задания где полученные знания надо использовать в новой ситуации.

Приведу примеры задач:

1. Найти длину провода, который пошел на изготовление данного резистора (провод нихромовый).

2. Что мы будем наблюдать, если на пути лучей, вышедших из линзы, поместить кольца Ньютона?

3.В ходе физического эксперимента.

При изучении силы трения предлагается: 1. Положить круглый карандаш на наклонно размещенную книгу: сначала вдоль книги, а затем поперек нее. Объяснить, в каком случае имеет место трение качения, а в каком — трение скольжения или трение покоя. Какая сила трения наибольшая? Наименьшая?

Тема «Молекулярная физика»

Чтобы вести разговор о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов) предлагаю объяснить факт исчезновения куска сахара в стакане с чаем. Оказывается, сахар не исчез, ведь сохранилось его отличительное свойство, вероятнее всего он распался на мельчайшие крупинки. Выдвигаем гипотезы, насколько мала эта частица.

4. При выполнении домашних заданий

Домашние проблемные задания открывают более широкие возможности развития одаренных и интересующихся физикой обучающихся. Для «слабых» учащихся полезные несложные проблемные индивидуальные задания, но цель их иная: заставить учащихся поверить в свои силы, пробудить интерес к физике.

-Исследовательские;                                                                          

-Задания, в которых требуется обнаружить и устранить физическую ошибку;

-Задания на проектирование физических опытов;

-Задание на составление условий новых задач или изменение содержания задач, предложенных в учебнике;

Примеры проблемного домашнего задания для «слабых» обучающихся: Провести эксперимент. Опустить карандаш в стакан с чистой водой. Что мы наблюдаем? Почему?

На своих занятиях по физике, я применяю следующие методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, творческий.

Физический материал дает возможность создать много проблемных ситуаций, руководить познавательной деятельностью обучающихся, даёт возможность учить обучающихся учиться использовать знания в профессии.

 

Преимущества технологии проблемного обучения:

метод мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения;

при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении;

развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы;

студенты быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы.


Недостатки:

не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;

не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;

подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.

Источники:

1.Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.

2.Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко. – 2000г.

3.  «Проблемное обучение физике в средней школе»М., «Просвещение», 1980 г

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×