Данная статья посвящена раскрытию понятия технология развития критического мышления. В статье даётся определение технологии развития критического мышления с различных точек зрения, даётся обоснование актуальности применения технологии развития критического мышления в современном образовании. В статье рассматриваются методы и приёмы технологии развития критического мышления и их применение на уроках физики, а также приводятся конкретные тематические примеры из курса физики средней школы, в которых может быть применена данная технология.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Автор: Слепухина Оксана Анатольевна, учитель физики МОУ «СОШ №76 имени М.Г.Галицкого» г.Саратова
Критическое мышление представляет собой совокупность качеств и умений, которые направлены на поддержание высокого уровня исследовательской культуры учащихся, а его развитие происходит с применением на уроках технологии развития критического мышления, которая на методологическом уровне представляет совокупность приемов и методов, которая имеет базовую модель, состоящую из трех этапов: вызов, осмысление, рефлексия.
В современной школе процесс формирования критического мышления распространяется на все учебные дисциплины, притом, значительное количество методик по его развитию отводится гуманитарным наукам. Однако, для того, чтобы процесс развития критического мышления стал комплексным, необходимо поддерживать его и в преподавании предметов естественнонаучного цикла. Так, например, на уроках физики у учащихся могут быть сформированы следующие умения, тесно связанные с критическим мышлением:
постановка новых вопросов;
логический анализ информации;
самостоятельное принятие независимых продуманных решений;
применение полученных знаний в решении нестандартных проблем;
умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения;
умение делать выводы и грамотно аргументировать свою точку зрения.
Для того, чтобы процесс развития критического мышления школьников был эффективным, учителю на уроке необходимо применять методику по его формированию. При этом, неважно, в рамках какой технологии будет проходить урок. Важно, чтобы основные методы и приемы развития критического мышления школьников применялись регулярно.
Существует достаточно широкий перечень методов и приемов по развитию критического мышления на уроках физики.
Успешность применения данных методов зависит от нескольких факторов: наличие проблемной ситуации, учет разносторонних интересов обучающихся, развитие коммуникаций в процессе решения проблемы и наличие рефлексии.
С помощью применения технологии развития критического мышления на уроках физики учитель дает возможность школьникам творчески самореализоваться.
Рассмотрим основные приемы развития критического мышления на уроках физики и их применение на каждой стадии урока.
Стадия вызова предполагает реализацию приемов, направленных на выявление остаточных знаний у учащихся, а также проблем в умениях и навыках. Приемы, применяемые на данной стадии, должны быть направлены на то, чтобы определить те вопросы, изучению которых необходимо посвятить больше времени.
Целесообразно на данной стадии урока использовать прием «Мозговой штурм», цель которого заключается в том, чтобы за максимально короткое время получить от учащихся как можно больше гипотез и предположений на заданную тему. Плюс данного приема заключается в том, что он активизирует внимание всех школьников, вызывая у них интерес к предмету разговора. «Мозговой штурм» помогает развить у учащихся коммуникативные способности, научить их аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
На уроках физики данный прием может быть применен при обсуждении таких вопросов, как например:
Как происходит процесс кипения жидкости?
Какое действие оказывает ток на проводник?
Как движется тело?
Для того чтобы понять, какие знания имеются у детей по данной теме, можно использовать прием «Корзина», который заключается в том, что на доску помещается рисунок корзины и детям задается тема. Задача детей – разместить на доске «в корзине» все знания, которые у них имеются по заданной теме.
Для того чтобы развить интеллектуальные способности учащихся, на уроках физики реализуется прием «Кластер». Суть данного приема заключается в том, что учитель пишет в центре доски слово, которое обозначает тему или проблему, а учащиеся должны записать вокруг него как можно больше слов или предложений, которые имеют с ним непосредственную связь. Таким образом, кластер представляет собой некое ассоциативное поле слов, которое формируется при первом взгляде учащихся на заданную тему или проблему.
Прием «Кластер» можно использовать на любом этапе урока, поскольку он дает возможность учащимся свободно и открыто работать над заданной темой, стимулируя при этом мыслительную деятельность и систематизируя имеющиеся у учащихся знания.
Для того, чтобы запротоколировать работу учащихся и выявить темы, в которых у них существуют пробелы в знаниях, целесообразно воспользоваться на уроках приемом «Маркировочная таблица ЗУХ», которая означает: З – знаю, У – узнал, Х – хочу узнать. Использование данной таблицы позволяет учителю и самим ученикам соотнести имеющиеся у них знания по заданной теме, проанализировать их с разных позиций, понять, какие еще существуют пробелы в данной теме, что создает положительную мотивацию для дальнейшей деятельности учащихся.
Данная таблица раскрывает основные стадии урока с применением технологии критического мышления, поэтому может быть применена на стадии вызова, осмысления и рефлексии.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся у учеников знаний, пробуждается интерес к новым знаниям и осуществляется постановка целей обучения учащихся.
На данном этапе учащимся необходимо самостоятельно заполнить столбец таблицы «Знаю», после чего происходит обсуждение темы, в результате которого учащиеся должны сформулировать интересующие их вопросы и записать их в колонку «Хочу узнать». После этого учитель объясняет тему, разбивая объяснения на смысловые части, а учащиеся в процессе обучения заполняют колонку «Узнал».
На стадии осмысления могут быть использованы самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками, составление таблицы, развивающая лекция, изложение в паре и т.д.
Рассмотрим, как данные приемы могут применяться на уроках физики с целью развития критического мышления.
«Чтение с остановками». Данный прием целесообразно использовать при изучении новой темы. Учащимся зачитывается текст или рассказывается новый материал по теме, в процессе чего делается несколько смысловых остановок. Во время остановок учитель задает учащимся проблемные вопросы, на которые они должны дать ответы в процессе дискуссии или оставить ответы на эти вопросы в качестве письменного задания.
«Вопросы и ответы». Такой прием даст положительные результаты в развитии критического мышления школьников, если будет применен при групповой работе или работе в парах, ведь именно с вопросов начинается развитие познавательного интереса школьников, и именно вопросы способствуют реализации более эффективной техники диалога. Однако, не следует забывать, что после реализации данного приема учителю необходимо осуществить проверку с обсуждением заданных вопросов и выбором наиболее удачных.
«Верные и неверные утверждения». Прием позволяет провести оценку понимания учащимися изученного материала. Суть приема заключается в том, что учащийся выслушивает мнение других учащихся по данной теме, анализирует несколько точек зрения, делает соответствующие выводы и выбирает наиболее верное на его взгляд определение. В дополнение можно попросить учащихся высказать по данным утверждениям доказательства или опровержения. Например, учащимся предлагается утверждение: «Внутри закрытой каюты корабля можно с помощью опыта установить, движется корабль равномерно и прямолинейно или стоит неподвижно». Учащиеся должны его проанализировать и прийти к выводу, что оно является неверным, приведя при этом свои аргументы, почему.
«Критический отбор материала на заданную тему». Прием реализуется в процессе работы учащихся с материалом по новой теме, например, с текстом учебника, и позволяет выделять главное, оценивать отобранный материал, научиться работать с большим объемом информации и ориентироваться в информационном пространстве.
На уроках физики стадия рефлексии также реализуется с помощью различных приемов, таких как дискуссия, мини-сочинение или эссе, кластер, синквейн и т.д. Данная стадия характеризуется целостным обобщением и усвоением материала и выработкой отношения учащихся к полученным знаниям.
«Написание эссе». Учащиеся анализируют полученные знания, выявляют те знания, которые они усвоили недостаточно хорошо, и еще раз обдумывают данную тему.
«Диалог или дискуссия». Прием дает возможность учащимся обсудить различные точки зрения, привести к ним свои доказательства и выявить наиболее значимую идею по изученной теме.
После изучения каждой темы необходимо подвести учащихся к общему выводу, который может быть сделан в виде одного предложения или записан с помощью кластера или таблицы.
«Составление концептуальной таблицы». Позволяет развить интеллектуальные умения школьников в процессе заполнения таблицы сразу по нескольким вопросам (проблемам). Иногда данный прием на стадии рефлексии сужают до синквейна (наполовину заполненной таблицы).
Синквейн представляет собой пять строк, написанных по определенным правилам:
Существительное, которое является темой
синквейна
.
Два прилагательных, которые раскрывают основную тему
синквейна
.
Три глагола, которые описывают действия, относящиеся к теме
синквейна
.
Предложение или фраза, в которой выражается отношение ученика к теме
синквейна
.
Слово-резюме, которое выражает общее отношение ученика к теме
синквейна
.
Приведем в таблице 1 пример написания синквейна при изучении темы «Второй закон Ньютона».
Таблица 1.
Строки
Пример
Слово-существительное, задающее тему.
Второй закон Ньютона.
Два словосочетания, характеризующие тему.
Тележка с грузами, зависимость ускорения тележки от массы и приложенной силы.
Предложение-вывод.
Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей всех сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
Одно слово, которое дает характеристику темы.
Закон.
Рассмотренные приемы развития критического мышления школьников позволяют решать многие задачи курса физики. Как показывает педагогический опыт, развитие критического мышления в процессе образовательной деятельности происходит дифференцированно: на одном уроке – в большей степени, на другом уроке – в меньшей. Это зависит от основных целей урока, степени насыщенности урока, а также от целесообразности применения того или иного метода на данном этапе урока.
Педагогическая технология развития критического мышления появилась не так давно и была применена в первую очередь к гуманитарным дисциплинам. Однако, данную технологию можно применять и к предметам естественнонаучного цикла, таким как физика, что лишь усилит познавательный интерес школьников и повысит эффективность обучения.