Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Проблемы современного образования и пути их решения. Работа №331264

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена основным  проблемам современного образования ( отсутствие упора на прикладной характер изучаемого материала, низкая мотивация учащихся , нехватка работающих методик и тп) Предложены несколько работающих методик и вариантов решения основных проблем современной школы. Вот несколько тезисов, обобщающих содержание статьи

Первое -  упростить, а именно сделать более мягко усложняемой с каждым годом программу по всем предметам. Резкое усложнение очень наглядно в программе английского языка, где после первого простого года идет резкий переход к сложным тестам: и словарный запас,  и грамматика обрушивается в таком объеме, что переварить материал трудно даже взрослому  человеку, тем более ребенку.

Второе -  обязать всех авторов учеников снабжать учебник по каждому предмету глоссарием терминов и понятий в конце учебника для обязательного его использования учениками, иначе больше половины наших учеников не понимает и путается в самых главных словах по каждому предмету, не позволяя ученику понять предмет в полной мере. Вспомните хоть что-то из какого - бы то ни было предмета, который вы изучали  в школе и вы поймете, что это невозможно в большинстве случаев.

Третье -  ученик должен раньше определяться с профильными предметами, это повысит естественную мотивацию в обучении, которая важнее мотивации на основе оценок. 

Четвертое - с начальной по старшую школу учитель должен использовать на уроках большое количество наглядных пособий и  материалов, потому что изучать предмет, не видя того, что изучаешь,  тяжелая и бесполезная задача.   

Пятое -  учитель, встретив в своем классе трудного ребенка,  должен сделать все возможное, чтобы наладить контакт с родителями такого ученика и попытаться убедить их в сотрудничестве и устранении семейных сложностей, прежде чем ребенок сможет начать усваивать хоть что-то из школьной программы. Убедите родителей помочь своему ребенку, исправившись самим, и тогда возможны будут все остальные методы обучения, и мы сможем получить воспитанного и образованного члена общества, который станет жить  и  работать на благо и процветание  своей Родины. Налаживание  тесного взаимодействия семьи и школы в современных реалиях позволит совместными усилиями облегчить детям непростую задачу получения образования в современной школе.

 

Работа:

Проблемы современной школы и пути их решения

В Советское время был популярен журнал «Семья и школа», где рассматривались проблемы этих двух главных составляющих воспитательного процесса в обществе. Давались порой здравые оценки многим происходящим событиям в семьях и в школе, предлагались какие- то простые и часто действенные методы их решения. Высказывалась мысль о необходимости тесного взаимодействия этих столпов воспитания в успешном становлении будущего члена общества. Наверное, это происходило по причине более - менее стабильно существующего общества со своими критериями добра и зла, методами воспитания и т.д. В современном обществе проблемы воспитания подрастающего поколения настолько сплелись с проблемами и кризисом образования, культуры, морали и общества в целом, что, кажется, нет простых и действенных решений многих современных проблем современного ребенка. А решения должны быть и чем проще и эффективнее, тем лучше.

Не претендуя на истину в последней инстанции, позволю себе все же поделиться своими наблюдениями и выводами, как практикующего педагога и учителя, и предложить решения, на мой взгляд, способные помочь в этой ситуации.

Первое, что хочу отметить, – это главная и безусловная роль семьи в благополучном создании ценного члена общества. Ни один учитель никогда не заменит ребенку родителей и не привьет (будь он семи пядей во лбу) навыков, привычек, норм поведения так, как сделают это родители ребенка. На десяток ценных привитых учителем навыков , найдутся 20 других, привитых в семье перекрывающих эти полезные навыки . И ребенок, даже не осознавая этого, будет копировать поведение, которое ему прививают его родители. Я, имея многолетний опыт общения с детьми и родителями, могу с уверенностью сказать, что, получая в свой класс трудного ребенка, педагог должен понимать, что получил, в первую очередь, трудных родителей с серьезными семейными и личностными проблемами, и работать для приведения в порядок этого ребенка ему придется именно с родителями.

Первое, должен донести до такой семьи педагог, что проблема ребенка - это всего лишь отражение проблемы у одного или обоих родителей и что решать их придется совместными усилиями, меняя что-то в поведении самих мамы и папы, а не ребенка. И что без этих изменений, добиться каких-то поведенческих изменений у ребенка практически невозможно. То есть первый и непреложный факт для меня «трудный ребенок=трудные родители». И сколько бы ни бился учитель, добиться заметного прогресса у такого ребенка ему будет очень сложно. Если вообще возможно.

Второе, что я хочу отметить - это, конечно, отсутствие в современной школе хоть какой-то более - менее работающей технологии обучения чему бы то ни было. Нельзя отрицать наличие работающих методик некоторых предметах. Но, по большому счету ,современный учитель поставлен перед дилеммой- следовать программе, чтобы уложиться в годовой план или все -таки попытаться чему-то научить детей, не пробегая галопам по Европам мимо все увеличивающегося объема и сложности информации, которую мы пытаемся впихнуть в несчастные головы наших детей ,придумывая все более и более замысловатые методы для этой непростой задачи, вместо того , чтобы оглянуться и посмотреть, а что останется в этих головах после такого натиска всей этой (часто и самих учителей ставящей в тупик) программы под названием «образование по предмету». В нашей системе забыто простое правило, что истина часто находится в простом, а не в сложном, и усложнение программы, засорение учебников сонмом научных терминов без попытки даже объяснить их значения –это просто демонстрация глупости либо оторванности от реальности авторов подобных учебников. Возможно, свидетельство того, что сами авторы уже были отравлены подобного рода образовательным процессом.

Решением в этой ситуации будет составление обязательных глоссариев в конце каждого учебника по всем школьным предметам с простым и внятным объяснением всех основных понятий и терминов и приучение детей пользоваться этим глоссарием на каждом уроке. Вторым важным решением, особенно в младшей школе, будет обязательное использование наглядных пособий, материалов при изучении любого школьного предмета.

Много лет назад моя старшая дочь ходила в детский сад по методике Монтессори. Методика созданная более ста лет этим педагогом была рассчитана на детей с отставаниями в развитии ,но стала полезной и для обычных детей. Базисом ее методики был учет предпочтений ребенка в выборе предмета изучения т и использование наглядных пособий и предметов. Конечно, эти принципы частично используются и в обычной школе, но часто только в младших классах и то бессистемно. А меня поразил тогда ее (Монтессори) подход к обучению счету маленьких детей. Это был так называемый золотой кубик, состоящий из 1000 бусинок. Он был составлен из проволочек , на которые было нанизано по 10 бусин. Из этих 10 бусиновых палочек, положа из рядом, можно было составить коврик, который бы состоял теперь из 100 бусин, а положив 10таких ковриков друг на друга, мы получали кубик, представляющий собой 1000 бусин . Оперируя ( играя ) с таким кубиком( имея полоски , коврики и кубики из бусин ребенок 4-5 лет учился умножению десятками , сложению , вычитанию десятков. Причем делалось это просто в игре, и ребенок 6 лет уже легко мог справляться с математическими действиями с двумя и тремя нулями.

Я не призываю перевести нашу школу на методику Мантессори, но я предлагаю перенять какие-то основные принципы (например, наглядность по всем предметам и не только для младшей школы, она важна для каждого обучающегося) Ее катастрофически не хватает в современной школе и, в частности, на уроках английского языка, на которых без наглядности выучить язык, по- моему, просто не представляется возможным.

 

И последнее, что я бы хотела упомянуть и что на самом деле является все- таки первым по значению – это наличие у ребенка мотивации в обучении, потому что без ее наличия вообще невозможно какое бы то ни было образование. В нашей школе главной мотивацией являются оценки, баллы, награды. Наверное, это важно, но на практике не всегда эффективно. Не на всех действует. Образование не должно даваться из - под палки с угрозой неизбежного наказания за непослушание или невыполнение задания двойкой, замечанием и т.д. Наказание – самая низкая и неэффективная мотивация. Обратите внимание, это ведь бросается в глаза, как мотивированны дети в начальной школе и куда девается это уже после первых лет в средней школе. Здесь есть о чем задуматься создателям школьной программы. Это проблема, но почти половина детей к старшей школы готовы бежать быстрее из школы и только угроза наказания в виде двоек (и наказание от родителей) и отсутствие аттестата заставляют детей доучиваться последние несколько лет в школе.

Суммируя все вышеизложенное, хочу предложить в виде решения следующее:

Первое - упростить, а именно сделать более мягко усложняемой с каждым годом программу по всем предметам. Резкое усложнение очень наглядно в программе английского языка, где после первого простого года идет резкий переход к сложным тестам: и словарный запас, и грамматика обрушивается в таком объеме, что переварить материал трудно даже взрослому человеку, тем более ребенку.

Второе - обязать всех авторов учеников снабжать учебник по каждому предмету глоссарием терминов и понятий в конце учебника для обязательного его использования учениками, иначе больше половины наших учеников не понимает и путается в самых главных словах по каждому предмету, не позволяя ученику понять предмет в полной мере. Вспомните хоть что-то из какого - бы то ни было предмета, который вы изучали в школе и вы поймете, что это невозможно в большинстве случаев.

Третье - ученик должен раньше определяться с профильными предметами, это повысит естественную мотивацию в обучении, которая важнее мотивации на основе оценок.

Четвертое - с начальной по старшую школу учитель должен использовать на уроках большое количество наглядных пособий и материалов, потому что изучать предмет, не видя того, что изучаешь, тяжелая и бесполезная задача.

Пятое - учитель, встретив в своем классе трудного ребенка, должен сделать все возможное, чтобы наладить контакт с родителями такого ученика и попытаться убедить их в сотрудничестве и устранении семейных сложностей, прежде чем ребенок сможет начать усваивать хоть что-то из школьной программы. Убедите родителей помочь своему ребенку, исправившись самим, и тогда возможны будут все остальные методы обучения, и мы сможем получить воспитанного и образованного члена общества, который станет жить и работать на благо и процветание своей Родины. Налаживание тесного взаимодействия семьи и школы в современных реалиях позволит совместными усилиями облегчить детям непростую задачу получения образования в современной школе.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×