В современных образовательных учреждениях группа продленного дня играет важную роль в поддержке и развитии учебных способностей младших школьников. Проектирование процесса развития этих способностей требует внимательного подхода, учитывающего возрастные особенности детей, их интересы и индивидуальные потребности. Основная цель — создать благоприятную среду, в которой дети смогут эффективно развивать свои учебные навыки, оставаясь мотивированными и заинтересованными в процессе обучения.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Араму Виорика Николаевна, учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики "Луганская средняя школа №6"
В современных образовательных учреждениях группа продленного дня играет важную роль в поддержке и развитии учебных способностей младших школьников. Проектирование процесса развития этих способностей требует внимательного подхода, учитывающего возрастные особенности детей, их интересы и индивидуальные потребности. Основная цель — создать благоприятную среду, в которой дети смогут эффективно развивать свои учебные навыки, оставаясь мотивированными и заинтересованными в процессе обучения.
Одним из ключевых элементов проектирования является организация учебной деятельности в игровой форме. Игры и игровые задания способствуют повышению мотивации детей, делая процесс обучения более увлекательным и менее формальным. Например, использование настольных игр, направленных на развитие логического мышления, математических навыков или навыков чтения, может значительно улучшить учебные результаты. В процессе игры дети легче усваивают новые знания и умения, так как они вовлечены в деятельность, которая им интересна и понятна.
Еще одним важным аспектом является интеграция творческих заданий в учебный процесс. Занятия по рисованию, конструированию или драматическому искусству помогают развивать у детей креативное мышление, которое необходимо для успешного освоения различных учебных дисциплин. Например, создание собственных иллюстраций к прочитанным книгам или участие в постановке небольших спектаклей по мотивам литературных произведений способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.
В группе продленного дня также важно уделять внимание проектной деятельности. Проекты, требующие исследования и самостоятельного поиска информации, помогают детям развивать навыки планирования, анализа и синтеза информации. Например, исследовательские проекты на темы, связанные с природой, историей и наукой, могут включать создание презентаций, моделей или стенгазет. Такие проекты развивают у детей умение работать с информацией, структурировать ее и представлять результаты своих исследований.
Не менее значимым является индивидуальный подход к каждому ребенку. Учителя и воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ученика, предлагая задания и активности, соответствующие их уровню развития и интересам. Например, для детей, которые испытывают трудности в изучении определенных предметов, можно разработать дополнительные задания или использовать специализированные учебные материалы. Индивидуальная работа помогает детям чувствовать себя уверенно и успешно справляться с учебными задачами.
Для создания благоприятной образовательной среды необходимо также организовать комфортное и безопасное пространство для детей. Оно должно быть оборудовано всем необходимым для учебной и игровой деятельности: учебными материалами, игрушками, книгами и другими ресурсами. Важную роль играет и психологический климат в группе — поддерживающая и доброжелательная атмосфера способствует лучшему усвоению знаний и развитию учебных способностей.
Таким образом, проектирование процесса развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня включает в себя использование игровых методов, творческих заданий, проектной деятельности и индивидуального подхода. Создание благоприятной образовательной среды и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка являются ключевыми факторами успешного развития их учебных навыков и общей мотивации к обучению.
Список литературы
Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.
Валанов
В.Ю. Практика развития учебных способностей в начальных классах через игры. М.: Педагогическая литература, 2018. 226 с.
Михайлова М.И. Развитие учебной активности и потенциала школьников младших классов. Новосибирск: Аспект, 2018. 304 с.