Профессиональная деятельность преподавателя как наставника занимает ключевую роль в подготовке студентов к будущей трудовой деятельности. В современных условиях быстро меняющегося рынка труда важной задачей является не только передача знаний, но и формирование у студентов навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Преподаватель-наставник помогает студентам не только освоить теоретические знания, но и развить практические компетенции, которые будут востребованы в их будущей карьере.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК НАСТАВНИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫБРАННОЙ ИМИ ПРОФЕССИИ, СВЯЗАННОЙ С ИХ БУДУЩЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Золикова Олеся Султановна, преподаватель
Профессиональная деятельность преподавателя как наставника занимает ключевую роль в подготовке студентов к будущей трудовой деятельности. В современных условиях быстро меняющегося рынка труда важной задачей является не только передача знаний, но и формирование у студентов навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Преподаватель-наставник помогает студентам не только освоить теоретические знания, но и развить практические компетенции, которые будут востребованы в их будущей карьере.
Одной из ключевых функций преподавателя-наставника является личное руководство и поддержка студентов в процессе их профессионального становления. Наставник направляет студента в выборе пути развития, помогает ему определиться с профессиональными приоритетами и сферами интересов. Например, в рамках практики или курсовых работ наставник может предложить студентам участие в реальных проектах, связанных с их будущей профессией. Это помогает не только закрепить знания, но и получить опыт работы в реальных условиях, развивая уверенность в своих профессиональных возможностях.
Наставничество также предполагает индивидуальный подход к каждому студенту. Преподаватель должен учитывать особенности личности студента, его сильные и слабые стороны, что помогает наиболее эффективно выстроить процесс профессионального обучения. Например, если студент испытывает трудности в определённой области, преподаватель может предложить ему дополнительные задания или организовать консультации, направленные на устранение пробелов в знаниях. Такой подход способствует более полному освоению учебной программы и развитию профессиональных компетенций.
Одним из важных аспектов наставничества является развитие у студентов профессионального мышления и навыков решения практических задач. В ходе обучения преподаватель-наставник учит студентов не только теоретическим основам, но и тому, как применять эти знания в реальной трудовой деятельности. Например, на занятиях по менеджменту студенты могут решать задачи, связанные с управлением проектами, разработкой бизнес-планов или анализом экономической ситуации. Это помогает студентам не только развивать аналитические способности, но и формировать навыки принятия решений, которые будут полезны в их будущей работе.
Особое значение имеет поддержка студентов в период профессиональных стажировок и практики. Преподаватель-наставник помогает студентам адаптироваться к условиям реальной работы, организует обратную связь с работодателями и оценивает результаты практики. Например, во время прохождения стажировки студент может сталкиваться с новыми для него профессиональными задачами, и наставник должен помочь ему справиться с трудностями, предоставляя консультации и поддержку. Это способствует более успешной адаптации студента к профессиональной среде и формирует у него необходимые для работы навыки.
Мотивирование студентов к саморазвитию — ещё одна важная задача наставника. Преподаватель должен не только передавать знания, но и стимулировать интерес студентов к самостоятельному изучению профессиональных вопросов, повышению квалификации и расширению кругозора. Например, наставник может предложить студентам участие в конференциях, конкурсах или профессиональных тренингах, что способствует развитию их профессионального потенциала. Также важно развивать у студентов навыки критического мышления, умение анализировать информацию и делать выводы, что особенно полезно в условиях динамичного развития современной экономики.
Этика и профессиональная культура также являются неотъемлемой частью процесса наставничества. Преподаватель учит студентов профессиональным стандартам и этическим нормам, которые необходимы для успешной работы в коллективе и взаимодействия с коллегами. Например, на занятиях можно обсуждать вопросы деловой этики, правила ведения переговоров и нормы профессионального поведения. Это помогает студентам не только развивать профессиональные навыки, но и готовит их к взаимодействию в коллективе, формирует у них чувство ответственности за свои решения и действия.
Преподаватель-наставник играет важную роль в формировании профессиональных ценностей и мотивации у студентов. Важно, чтобы студенты осознавали значимость своей профессии и были мотивированы на достижение успехов в карьере. Наставник может помочь студентам увидеть перспективы профессионального роста, показать реальные примеры успешных специалистов и вдохновить на достижение высоких результатов. Например, приглашение успешных выпускников на встречи со студентами или проведение мастер-классов от профессионалов своего дела помогает студентам понять, каких высот они могут достичь при активной работе над собой.
Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя как наставника играет ключевую роль в подготовке студентов к будущей трудовой деятельности. Наставник помогает студентам развивать профессиональные компетенции, адаптироваться к условиям реальной работы и мотивирует их на саморазвитие. Взаимодействие с наставником способствует формированию у студентов профессиональных ценностей, уверенности в своих силах и готовности к успешной карьере.
Список литературы
Дапык
, С. М. Наставничество в системе отношений «преподаватель — студент» / С. М.
Дапык
, М. А.
Хольшина
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 327-329.
Прокопенко В. С.,
Мажурова
Н. М. Деятельность педагога-наставника как условие успешного становления молодого специалиста // «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 4 (75) 2022. – С. 33-35.
Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии: Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет; главный редактор Г. А. Кругликова. – Екатеринбург: [б. и.], 2023. – 663 с.