Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

профилактика буллинга в условиях образовательной организации. Работа №330970. Номер работы: №330970

Дата публикации:
Автор:
Описание:

    В последнее время в современном мире всё большую актуальность приобретает проблема агрессии и насилия. Особенно острой эта тема является в контексте образовательной среды. Практически в каждом образовательном учреждении есть дети, которые становятся объектом постоянных насмешек, унижений. Всё чаще мы сталкиваемся с таким понятием, как буллинг.  Школьная травля не является чем-то временным и уходящим: унижения часто продолжаются несколько лет, а, порой, и до окончания школы.  Коллектив школы и родители не должны оставаться в стороне и замалчивать эту проблему.

Работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«КАЖДЫЙ ВАЖЕН»

 

( профилактика буллинга в условиях образовательной организации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последнее время в современном мире всё большую актуальность приобретает проблема агрессии и насилия. Особенно острой эта тема является в контексте образовательной среды. Практически в каждом образовательном учреждении есть дети, которые становятся объектом постоянных насмешек, унижений. Всё чаще мы сталкиваемся с таким понятием, как буллинг. Школьная травля не является чем-то временным и уходящимнижения часто продолжаются несколько лет, а, порой, и до окончания школы.  Прежде чем мы начнём говорить о профилактике буллинга в школе, остановимся на определении этого понятия. Что же это за явление, в котором обучающегося называют «жертва буллинга»? Буллинг – многократное психологическое давление на человека, где жертва пребывает в состоянии постоянного стресса. Травля одного человека другим. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Буллинг не происходит, когда два человека с одинаковыми физическими возможностями часто спорят, но это всё происходит в дружеской форме. Буллинг всегда имеет цель затравить жертву, вызвать страх, унизить.

Главные компоненты определения буллинга:

•Агрессивность (направлена на причинение боли, дискомфорта, унижение достоинства другого человека;

•Целенаправленность (преднамеренность нанесения физических и душевных страданий) и регулярность;

•Неравенство силы (это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит);

Буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим.

 

 

Существуют следующие виды буллинга:

Вид

Что включает

Физическое насилие

избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки

Эмоциональное насилие (психологическое)

Угрозы, насмешки, присвоение обидных кличек, бесконечные замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей, высмеивание, оскорбление, унижение ученика в присутствие других детей, принуждение делать что-то, чего ребенок делать не хочет. Дискриминация, Нецензурная брань. Умышленное доведение человека до стресса, срыва.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым (учителем), или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей, или для получения выгоды.

Экономическое насилие

Порча и отнятие личных вещей. Вымогательство. Отбирание денег. Повреждение имущества.

Кибербуллинг

Использование телефона

1.Систематически осуществляются анонимные звонки и отправляются оскорбляющего или угрожающего рода сообщения

2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет.

 

Социальных сетей

1. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.

2. Распространение непристойного видео и фото.

3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека.

4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека.

5. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека.

 

Причины возникновения буллинга в образовательном учреждении:

Существует целый ряд факторов, которые способствуют процветанию буллинга в детских коллективах. Вот некоторые из них:

-воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

тсутствие контроля за поведением детей в перемены, свободное время.

-проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.

Цель буллинга за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.

В ситуации травли всегда есть:

«Агрессор» – человек, который преследует и запугивает жертву.

«Жертва» – человек, который подвергается агрессии.

«Наблюдатель» – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

«Защитник» – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

Буллинг имеет негативные последствия для всех участников. Для жертвы травля оборачивается психологическими проблемами в будущем. Например такими как постоянное ощущение опасности, «уход» в себя, низкая самооценка, склонность к депрессии, селфхарму (- это агрессия, направленная на себя, которая проявляется в разных формах причинения самому себе вреда. Такое поведение также называют аутоагрессией. Чаще всего селфхарм связывают с порезами, ударами или ожогами). Пассивные наблюдатели рискуют так и остаться безвольными людьми. На этот счет очень точно высказалась психолог Людмила Владимировна Петрановская, которая говорит о наблюдателях буллинга, что «они получают опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решились вступиться и поддерживали травлю из страха самим оказаться жертвой». Агрессоры же получают опыт безнаказанности, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

С целью профилактики буллинга в любой образовательной организации должна быть реализована профилактическая работа, направленная на:

снижение агрессивных и враждебных реакций;

оптимизацию

межличностных

и

межгрупповых

отношений;

формирование

навыков

конструктивного

реагирования

в

конфликте;

развитие

толерантности,

эмпатии

.

Профилактика буллинга в школе должна проводится на 3х уровнях: школьном, классном и индивидуально, и включать мероприятия самого разного характера такие, как:

- совместную с детьми разработку и утверждение правил общения, которые отвечают принятым социальным нормам и делают учебный процесс эффективным. Как пример, в школе могут быть разработаны «Правила поведения обучающегося (кодекс чести ученика)». По каждому пункту данного кодекса психологом проводятся ознакомительные беседы. Родители и ученики, ознакомившись с правилами, подписывают документы.

- классные часы. Например: «Наш класс живет дружно», «Что такое быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями», «Что такое агрессия и как ей противостоять» и.т.д.;

- беседы педагога – психолога с детьми;

- мероприятия, способствующие сплочению детей ( акции, написание сочинений, эссе, участие в конкурсах;

- участие в благотворительных акциях;

-чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли;

-просмотр и обсуждение кинолент на аналогичную тему;

-психологические тренинги, ролевые игры.

Особенно хочется отметить работу и важный вклад в профилактику буллинга школьной службы примирения (медиации). Служба примирения является добровольным объединением педагогов и учащихся, заинтересованных в решении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении. Данный метод подходит для решения проблемы буллинга и насилия, так как целью школьной службы примирения является:

-распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм решения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

- помощь участникам образовательного процесса в решении конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

- снижение количества административного реагирования на правонарушения. Задача школьной службы примирения – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем. В рамках службы примирения в школе могут быть проведены следующие мероприятия: - классные часы: "Школьная служба медиации"; "Учимся вести переговоры ; "Конфликты" , "Умей договариваться и понимать" , "Учимся решать конфликты". Так же, можно показать презентацию или социальный ролик на тему травли и затем обсудить его с детьми. При этом с учениками начальной школы можно посмотреть мультфильм (подойдут «Гадкий утенок» или «Дамбо»), а для подростков больше подойдет кинофильм (например, «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»). ; -игра-тренинг: "Мы все разные, но мы вместе";

-беседы с родителями:" Особенности общения с ребенком в семье" , "Школьная служба примирения" ; -круглый стол с педагогами и родителями " Секреты бесконфликтного общения" ; -разработка буклетов "Правила эффективного поведения в конфликте".

Каждое из этих мероприятий должно развивать у детей способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.

Необходимо вовлекать родителей в работу по профилактике буллинга.

К сожалению, некоторые родители, как это ни странно, до сих пор не знакомы с проблемой травли либо не считают ее чем-то серьезным. Поэтому в первую очередь нужно создать правильное информационное поле. Для этого необходимы:

родительские собрания на тему травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье;

индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев;

тренинги;

консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.

Можно использовать для профилактики буллинга в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте. Она должна отвечать на вопросы:

что делать, если ребенка травят;

как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок

наблюдатель);

что делать, если ребенок – зачинщик.

Несмотря на все усилия, педагогам не справиться с проблемой травли и насилия в одиночку – необходима помощь родителей. Именно они первыми могут заметить, что с ребенком что-то не так. Поэтому родителям проще, чем кому бы то ни было, объяснить своим детям, что в случае с травлей нельзя оставаться в стороне. Но для этого и сами мамы и папы должны придерживаться подобного мнения. Будущее наших детей зависит от каждого из нас. Это, наверное, трудно, но только все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Бочавер

А.А.,

Женодарова

Е.Д.,

Хломов

К.Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций

буллинга

в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах. Москва, центр «Перекресток», 2014;

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×