Мотивация к обучению является одним из ключевых факторов, влияющих на успеваемость и развитие школьников. В школьной системе обучение рассматривается не только как процесс получения знаний, но и как важный этап социализации ребенка. Формирование мотивации к учебной деятельности связано с целым рядом психологических аспектов, которые включают в себя как личные интересы ребёнка, так и внешние стимулы. Педагог-психолог играет значимую роль в этом процессе, помогая ученикам развивать внутренние мотивы, а также корректировать внешние воздействия, такие как требования учителей и ожидания родителей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ: РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Ходоровская Людмила Витальевна, педагог-психолог
СОГБОУ "Демидовская Школа-Интернат"
Ключевые слова: мотивация, школьники, педагог-психолог, обучение, внутренние мотивы, внешние мотивы, учебная деятельность.
Мотивация к обучению является одним из ключевых факторов, влияющих на успеваемость и развитие школьников. В школьной системе обучение рассматривается не только как процесс получения знаний, но и как важный этап социализации ребенка. Формирование мотивации к учебной деятельности связано с целым рядом психологических аспектов, которые включают в себя как личные интересы ребёнка, так и внешние стимулы. Педагог-психолог играет значимую роль в этом процессе, помогая ученикам развивать внутренние мотивы, а также корректировать внешние воздействия, такие как требования учителей и ожидания родителей.
Мотивация — это сложный психологический процесс, включающий в себя ряд внутренних и внешних факторов, побуждающих школьника к учебной деятельности. Внутренняя мотивация основывается на интересе к предмету, стремлении к саморазвитию, любознательности и желании узнавать новое. Она формируется, когда ребенок воспринимает учебу как возможность расширить свои горизонты и получить удовольствие от процесса познания. Внешняя мотивация, в свою очередь, связана с социальными факторами, такими как оценки, похвала, награды или наказания. Именно баланс между внутренними и внешними мотивами определяет успешность обучения.
Психологический аспект мотивации затрагивает также эмоциональное состояние ребёнка и его уверенность в своих силах. Дети, которые ощущают поддержку со стороны учителей и родителей, чаще проявляют активность и заинтересованность в учебе. В то же время, школьники, испытывающие стресс, тревожность или страх перед оценкой своих знаний, могут потерять интерес к учебной деятельности. Здесь задача педагога-психолога — помочь ребенку преодолеть психологические барьеры, связанные с учёбой, и развить устойчивую мотивацию к обучению.
Педагог-психолог занимает особое место в процессе формирования учебной мотивации у школьников. Он выполняет функцию связующего звена между учеником, учителями и родителями, помогая каждому из них увидеть и понять потребности ребёнка. Одним из ключевых направлений работы педагога-психолога является диагностика уровня учебной мотивации у детей. Это позволяет выявить учащихся, испытывающих трудности с мотивацией, и своевременно оказать им необходимую помощь.
Важной частью работы педагога-психолога является создание условий для развития внутренней мотивации к обучению. Это может включать работу с интересами ребёнка, поддержку в поиске значимых для него целей и задач, развитие навыков саморегуляции и позитивного отношения к обучению. Психолог должен работать над тем, чтобы ребёнок научился видеть в учебной деятельности не только необходимость выполнения школьных обязанностей, но и возможность для личностного роста и саморазвития.
Кроме того, педагог-психолог помогает учителям разрабатывать учебные программы и подходы, которые будут учитывать индивидуальные особенности учащихся. Это особенно важно в ситуации, когда в классе есть ученики с разным уровнем учебной мотивации. Применение индивидуализированных подходов к обучению позволяет поддерживать интерес к предмету и формировать у детей положительное отношение к учёбе.
Снижение мотивации к обучению у школьников может быть вызвано множеством факторов. Среди них — отсутствие поддержки со стороны родителей или учителей, недостаток положительного подкрепления, скучные или трудные для понимания учебные программы. Внешнее давление, связанное с высокими ожиданиями, также может вызывать у ребёнка стресс и тревогу, что, в свою очередь, снижает его мотивацию к учёбе.
Педагог-психолог должен учитывать, что у детей разного возраста и уровня развития мотивация может формироваться по-разному. Например, младшие школьники чаще ориентируются на похвалу и внешние поощрения, тогда как старшеклассники начинают проявлять интерес к учебной деятельности на основе внутренних мотивов, таких как стремление к саморазвитию и успеху в профессиональной сфере. Понимание этих различий позволяет педагогу-психологу использовать наиболее эффективные методы для поддержки школьников в процессе их учебной деятельности.
Одним из эффективных методов работы с учащимися, испытывающими трудности с мотивацией, является индивидуальная консультация, направленная на выявление причин снижения интереса к учебе. Во время консультации психолог помогает ребёнку разобраться в своих чувствах, установить учебные цели и найти способы их достижения. Важно, чтобы школьник чувствовал поддержку и понимание, что создаёт благоприятные условия для восстановления его интереса к учёбе.
Кроме индивидуальной работы с учащимися, педагог-психолог может проводить групповые занятия, направленные на развитие навыков саморегуляции, планирования учебной деятельности и управления своими эмоциями. Такие занятия помогают детям научиться контролировать свои учебные процессы, что повышает их самостоятельность и уверенность в своих силах. Эффективным может быть также вовлечение родителей в процесс работы над мотивацией, чтобы они могли поддерживать ребёнка в домашних условиях.
Формирование мотивации к обучению — это сложный и многоступенчатый процесс, в котором ключевую роль играет педагог-психолог. Понимание психологических аспектов мотивации, выявление индивидуальных особенностей каждого ученика, работа с его внутренними и внешними мотивами — всё это способствует успешному обучению и гармоничному развитию ребёнка. Взаимодействие педагога-психолога с учителями и родителями позволяет создать благоприятные условия для учебной деятельности, что, в свою очередь, способствует успешной адаптации и личностному росту школьников.
Список литературы
1. Алексанян Е. С. Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к развитию учебной мотивации у младших школьников / Е. С. Алексанян, С. О. Щелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 66-68.
2. Бодрова А. Ю. Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины) / А. Ю. Бодрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 200-202.