Формирование мотивации к обучению у школьников является одной из ключевых задач в образовательном процессе. Мотивация не только влияет на уровень успеваемости, но и определяет отношение учащихся к учебе, их стремление к самосовершенствованию и желание учиться. Понимание психологических аспектов, связанных с мотивацией, позволяет педагогам и психологам создавать эффективные стратегии и методы работы, направленные на поддержку учащихся.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ: РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Павличенко Ирина Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №46», г. Владивосток
Формирование мотивации к обучению у школьников является одной из ключевых задач в образовательном процессе. Мотивация не только влияет на уровень успеваемости, но и определяет отношение учащихся к учебе, их стремление к самосовершенствованию и желание учиться. Понимание психологических аспектов, связанных с мотивацией, позволяет педагогам и психологам создавать эффективные стратегии и методы работы, направленные на поддержку учащихся.
Одной из основных теорий мотивации является теория потребностей Абрахама Маслоу, в которой потребности делятся на несколько уровней: физиологические, безопасность, социальные, уважения и самоактуализации. Для успешного обучения школьников необходимо удовлетворение базовых потребностей. Например, если учащийся испытывает физический дискомфорт или чувства незащищенности, его способность сосредоточиться на учебе снижается. Педагог-психолог, работая с детьми, должен обращать внимание на уровень удовлетворенности этих потребностей, помогая создать комфортные условия для обучения.
Также важным аспектом формирования мотивации является теория самодетерминации, разработанная Декси и Райаном. Согласно этой теории, внутренняя мотивация, основанная на интересе и удовольствии от учебного процесса, более эффективна, чем внешняя мотивация, связанная с наградами и оценками. Педагог-психолог может способствовать развитию внутренней мотивации, создавая условия для самовыражения и интересного обучения. Например, использование проектной деятельности, групповых заданий и креативных методов обучения помогает учащимся увидеть практическую значимость изучаемого материала.
Ключевым фактором в формировании мотивации является и поддержка со стороны учителей и родителей. Педагог-психолог может проводить тренинги и консультации для родителей, объясняя им, как важна их поддержка в учебном процессе. Позитивные отношения с взрослыми, которые верят в успех ученика и поддерживают его в обучении, способствуют повышению его мотивации. Также важно, чтобы учителя давали конструктивную обратную связь, подчеркивая успехи ученика и демонстрируя, что они ценят его усилия.
Создание мотивирующей образовательной среды — еще один аспект, на который должен обратить внимание педагог-психолог. Учащиеся, находящиеся в дружелюбной атмосфере, где ценятся их мнения и идеи, гораздо более склонны к обучению. Важно, чтобы школьники чувствовали себя частью учебного процесса и знали, что их мнение учитывается. Психолог может инициировать различные формы групповой работы, где учащиеся будут работать в команде, обсуждая идеи и делая выводы. Это не только укрепляет их социальные навыки, но и усиливает желание учиться.
Качественные методы обучения также могут способствовать повышению мотивации. Использование активных методов, таких как игровые техники, ролевые игры, ситуации для решения проблем и критическое мышление, делает процесс обучения более интересным и увлекательным. Педагог-психолог может предложить учителям включать такие методы в учебный процесс, а также проводить совместные занятия, где учащиеся могут попробовать себя в различных ролях и ситуациях.
Необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика. Разные учащиеся могут иметь различные мотивационные установки и предпочтения в обучении. Педагог-психолог может проводить индивидуальные консультации с учениками, выявляя их интересы и предпочтения, а затем работать над их развитием. Это может включать в себя создание индивидуальных образовательных маршрутов, которые соответствуют интересам и способностям ученика.
Еще одним важным аспектом является работа с учащимися, которые испытывают трудности в учебе. Часто такие школьники имеют низкую мотивацию и негативное отношение к обучению. Педагог-психолог может использовать методы когнитивно-поведенческой терапии для работы с такими учащимися, помогая им изменить негативные установки и развить более позитивные стратегии обучения. Также полезным будет использование техники «малых шагов», когда ученикам ставятся достижимые цели, что позволяет им постепенно повышать свою мотивацию и уверенность в своих силах.
Не менее важным является и аспект создания условий для саморегуляции учащихся. Умение управлять своим временем и усилиями в обучении, а также разрабатывать собственные стратегии достижения целей значительно повышает мотивацию. Педагог-психолог может проводить тренинги по тайм-менеджменту и саморегуляции, обучая школьников эффективно планировать свои учебные задачи и следовать намеченному плану.
В заключение, роль педагога-психолога в формировании мотивации к обучению у школьников неоценима. Понимание психологических аспектов мотивации, использование различных технологий и методов работы, создание поддерживающей и мотивирующей образовательной среды, а также индивидуальный подход к каждому ученику помогают создать условия для успешного обучения. Важно помнить, что мотивация — это не только желание учиться, но и уверенность в своих силах, что является залогом успешного и гармоничного развития каждого школьника. Совместная работа педагогов, психологов и родителей может значительно повысить уровень учебной мотивации учащихся и помочь им достигнуть высоких результатов в обучении.
Список литературы
Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем возрасте [Электронный ресурс] // Вестник государственного педагогического института.
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf
Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: учебное пособие. Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 2014. 121 с.
Николаева, Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности [Текст] / Н. В. Николаева // Образование в современной школе. – 2015 – № 7/8. – С. 44-45.