Развитие личности ребёнка неразрывно связано с периодами кризисов, которые сопровождают переход от одной возрастной стадии к другой. Психологические кризисы у школьников являются естественной частью их развития, отражая качественные изменения в эмоциональной, когнитивной и социальной сферах. Эти кризисы носят как конструктивный характер, способствуя росту и формированию новых личностных качеств, так и деструктивный, если ребёнок не получает необходимой поддержки. В образовательной среде важно осознавать особенности таких кризисов и предлагать стратегии их преодоления, способствующие успешной адаптации учащихся на каждом этапе развития.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ: ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Развитие личности ребёнка неразрывно связано с периодами кризисов, которые сопровождают переход от одной возрастной стадии к другой. Психологические кризисы у школьников являются естественной частью их развития, отражая качественные изменения в эмоциональной, когнитивной и социальной сферах. Эти кризисы носят как конструктивный характер, способствуя росту и формированию новых личностных качеств, так и деструктивный, если ребёнок не получает необходимой поддержки. В образовательной среде важно осознавать особенности таких кризисов и предлагать стратегии их преодоления, способствующие успешной адаптации учащихся на каждом этапе развития.
Одним из ключевых этапов кризисного развития является младший школьный возраст, когда ребёнок впервые сталкивается с новым социальным статусом ученика. В этот период ведущей деятельностью становится учебная, и основные кризисные моменты связаны с адаптацией к школьной среде и требованиям образовательного процесса. Кризис перехода от дошкольного периода к школьному сопровождается повышенной тревожностью, страхами перед неуспехом, а также конфликтами между ожиданиями взрослых и способностью ребёнка соответствовать этим требованиям. Когнитивное развитие и развитие произвольных функций, таких как внимание и память, играют важную роль в преодолении кризиса. При недостаточной поддержке со стороны родителей и учителей кризис может затянуться, что проявляется в снижении успеваемости, проблемах с мотивацией и коммуникативными трудностями.
Переходный возраст от младшего школьника к подростковому периоду характеризуется кризисом самостоятельности и формированием чувства собственного «Я». В этот период у учащихся происходит перестройка ценностных ориентиров и усиление стремления к независимости, что часто приводит к конфликтам с взрослыми. Кризис подросткового возраста является одним из наиболее выраженных, так как включает в себя серьёзные изменения как на физиологическом, так и на психологическом уровне. Школьники начинают задавать себе вопросы, связанные с собственной идентичностью, своим местом в обществе и планами на будущее. Эти вопросы нередко сопровождаются эмоциональной нестабильностью, перепадами настроения, снижением мотивации к учёбе и обострением межличностных конфликтов, как с родителями, так и со сверстниками.
Особенностью подросткового кризиса является то, что он протекает на фоне интенсивных гормональных изменений, что усиливает эмоциональную реактивность и подверженность стрессу. В этот период учащиеся часто испытывают чувство одиночества и непонимания со стороны взрослых, что может привести к изоляции, депрессии и даже агрессивному поведению. Успешное преодоление этого кризиса возможно только при наличии эмоциональной поддержки и принятия со стороны окружения. Педагогам и родителям важно не только предъявлять подросткам требования, но и предлагать им пространство для самовыражения, уважая их индивидуальность и право на ошибку.
Переход из средней школы в старшую также сопровождается кризисом, который в психологической литературе часто называют кризисом профессионального самоопределения. В старших классах учащиеся оказываются перед необходимостью выбора жизненного пути, что вызывает чувство неуверенности и тревоги. Для многих подростков этот период становится источником сильного стресса, особенно в условиях социального давления и высоких ожиданий со стороны взрослых. Кризис выбора профессии тесно связан с формированием системы ценностей и смыслов, которые определяют будущее школьника. Важно, чтобы в этот период подросток чувствовал поддержку в принятии решений, что способствует снижению уровня тревожности и укреплению чувства собственной значимости.
Психологические кризисы развития также могут проявляться в межличностной сфере. В частности, кризисы в общении со сверстниками и родителями являются частыми спутниками подросткового периода. В этот период подростки стремятся утвердиться в группе сверстников, и их самоуважение часто зависит от признания и статуса в этой группе. Отрицательные оценки со стороны сверстников, конфликты или отвержение могут значительно усугубить кризисное состояние, усиливая чувство неуверенности и социальной изоляции. В этих условиях важно развивать у учащихся навыки саморегуляции и эмоционального интеллекта, которые помогут справляться с негативными переживаниями и формировать устойчивую самооценку.
Особое внимание следует уделить тому, как психологические кризисы проявляются в учебной деятельности. Кризис мотивации, характерный для подросткового возраста, часто приводит к падению успеваемости и снижению интереса к обучению. Учителя и психологи должны быть внимательны к этому проявлению, так как снижение мотивации к учёбе может сигнализировать о более глубоких эмоциональных или когнитивных трудностях.
Для преодоления психологических кризисов развития у школьников важно создание благоприятной эмоциональной среды, которая поддерживает чувство безопасности и уверенности. Эффективная помощь может включать в себя различные формы психологической поддержки, такие как индивидуальные консультации, групповые тренинги и программы развития эмоциональной устойчивости. Программы по развитию социально-эмоциональных навыков, которые включают обучение подростков саморегуляции, управлению эмоциями и эффективному разрешению конфликтов, являются важным инструментом в преодолении кризисов.
Таким образом, психологические кризисы развития у школьников являются естественной частью их взросления и формирования личности. Эти кризисы могут стать как источником стресса и трудностей, так и этапом значительных личностных преобразований при условии наличия поддержки и понимания со стороны окружающих. Педагогам-психологам важно учитывать индивидуальные особенности учащихся, создавать благоприятную среду для преодоления кризисов и способствовать развитию у детей уверенности в своих силах, эмоциональной устойчивости и социальных навыков.
Список литературы
1. Кунцевич Н. В. Кризис идентичности в юношеском возрасте и факторы его возникновения / Н. В. Кунцевич // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 479-482.
2. Сапожникова Л. Р. Психологические проблемы развития личности в образовании / Л. Р. Сапожникова // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 49-50.