Психолого-педагогические технологии гармонизации эмоционального состояния личности на занятиях дополнительного образования по бисероплетению. Автор: Солодова Антонина Ивановна

       Рассмотрены психолого-педагогические технологии, которые обеспечивают формирование у детей  необходимых знаний, умений и навыков по труду и сберегают здоровье. 


Автор: Солодова Антонина Ивановна
Работа:
Психолого-педагогические технологии гармонизации эмоционального состояния личности на занятиях дополнительного образования по бисероплетению
Солодова А.И.
Рассмотрены психолого-педагогические технологии, которые обеспечивают формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по труду и сберегают здоровье.
Ключевые слова: технология, цветовое воздействие, цвет, релаксация, бисероплетение, сказкотерапия.
Psychological and pedagogical technologies of harmonization of the emotional state of the individual in the classroom for more education on beading Considered psychological-pedagogical technologies that provide the students the necessary knowledge and skills for labour and save health. Key words: technology, color impact, color, relaxation, beading, therapy. Жизнь – это цвет, тепло и свет.
И вечное к нему стремление.
Джулиан Гренфелл
Введение.
В настоящее время актуальна проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный воспитательный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Это особенно важно, так как мы живём в эпоху социально-экономической и политической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. У многих детей повышен уровень тревожности, агрессивности, занижена самооценка, отсутствует желание учиться и приобщаться к труду. Помочь преодолеть эти трудности, сформировать умение и желание общаться, трудиться и самореализовываться – является сверхзадачей педагогов дополнительного образования.
На современном этапе развития дополнительного образования и воспитания очень важно не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, то есть актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся.
Занятия в детском объединении имеют большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, а также для профессиональной ориентации.
Занятия по бисероплетению особенно рекомендуются детям при эмоциональной неустойчивости, психологических перегрузках, переживании чувства одиночества, повышенной тревожности, страхе, искажённой самооценке, наличии конфликтных межличностных отношений со сверстниками или взрослыми.
Занятия по бисероплетению – это возможность погружаться в потрясающий, сказочный мир собственного творчества. Это особое учебное время и пространство для творчества, которое способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка.
На занятиях бисероплетения ребёнок личным опытным путём познает устройство окружающего мира и обретает навыки творческого преобразования своих впечатлений в создаваемый своими руками предмет. Каждое изделие, которое создаёт ребёнок, отражает внутренний мир его личности, носит экспрессивный характер, − ребёнок изображает то, что он видит, то, что чувствует, то, что он понимает.
Природа ребёнка и природа искусства, рукоделия во многом родственны, в первую очередь – естественным чувственным аспектом познания и постижения бытия [1]. Поэтому цель педагога дополнительного образования по бисероплетению – научить понимать окружающий мир и себя через рукоделие, владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
Основной задачей педагога является гармонизация эмоционального состояния через занятия творческого рукоделия с применением здоровьесберегающих технологий для снижения уровня тревожности, адаптации и социализации через развитие мотивации к труду, красоте, творческому мышлению и освоению здорового образа жизни [2].
В центре всей работы, проводимой с целью приобщения к красоте труда, восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств у детей, превалируют природосообразные личностно - ориентированные технологии, которые обеспечивают условия, адекватные для развития ребёнка и его социально-психологической адаптации [2].
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий − обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей педагоги могут использовать любые из 500 технологий обучения [3], которые могут скорректировать психо-эмоциональную сферу у детей.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.
Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебно-воспитательный процесс полностью управляемым.
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В. Г. Афанасьеву):
интегративные качества (такие, которыми не обладает несколько взятых её элементов);
составные элементы, компоненты;
структура (связи и отношение между частями и элементами);
функциональные характеристики;
коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
историчность, преемственность.
В данной статье мы рассмотрим некоторые психолого-педагогические технологии с позиции функциональных характеристик воздействия.
Существует множество различных технологий воздействия на организм человека. Но так как человек и его психика являются тонким инструментом, то, учитывая это, следует очень бережно проигрывать мелодию воздействия, не нарушая его гармонию, как внутреннюю, так и внешнюю, с окружающей средой.
Технологии воздействия цветом.
Цвет оказывает огромное влияние на жизнь человека с того самого дня, когда он впервые начинает различать краски вокруг себя. Цвет обладает способностью привлекать внимание и отвлекать, передавать чувства и заряжать ими окружающих, создавать настроение и оптический обман, очаровывать или наполнять чувством собственного достоинства. Существует невероятное количество оттенков и полутонов, которые могут успокоить человека или пробудить агрессию, согреть его или принести прохладу, дарить наслаждение или вызывать глухую тоску.
Цвет способен подчеркнуть индивидуальность и улучшить самочувствие. Часто человек неосознанно выделяет определённый цвет, окружая им себя, что позволяет определить – какие органы и системы нуждаются в лечении. И соответственно, таким образом, неосознанно лечит свой недуг.
Физиологическое воздействие цветов, которое было известно ещё древним, сегодня подтверждено многочисленными исследованиями [1-2, 4-5].
Существует специальнаядиагностика, позволяющаяс помощью цвета измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности.
Эту диагностику разработал швейцарскийпсихолог Макс Люшер [4]. В тесте человеку предлагается по очерёдности выстроить цвета в зависимости от его личных пристрастий. На основании этого делается заключение о душевном состоянии человека.
Научные исследования М.Люшера, Г.Клара и других исследователей показывают очень прочную связь индивидуально-психологических состояний человека и цветовых предпочтений.
Эксперименты по выявлению психофизиологического воздействия цветов на человека показывали, что существует единый язык цвета, то есть независимо от возраста, пола, национальности все цвета действуют почти одинаково на людей.
В статье М.С. Казакевич Цветовое воздействие на человека в интернет-журнале Medical-facilities.ru мы находим подтверждение: На красный цвет реагировали возбуждением: пульс и дыхание учащались, давление повышалось. На синий цвет организм реагировал успокоением – пульс становился спокойным, давление в крови снижалось, дыхание замедлялось. Промежуточный мозг через гипофиз и нервную систему регулирует взаимодействие органов. От глаза к промежуточному мозгу ведёт нервная вегетативная система, управляющая цветовым раздражением. Если регуляция настроена на ускорение и повышение функциональной способности, то состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжевого, красного цветов. Если нервная вегетативная система настроена на замедление, успокоение и отдых, то ей соответствует тёмно-синий цвет. Проще говоря, настройка на нужную длину волны является условием хорошего самочувствия и исцеления. И если правильно подобрать и применить цвет, то можно излечить зарождающуюся болезнь или успешно дополнить лечение цветом к другим методам лечения недугов.
Целительную силу цвета можно использовать не только для лечения, но и для того чтобы сделать свою жизнь гармоничнее. В системе занятий дополнительного образования по бисероплетению работа с цветом стоит на первом месте.
Дети без проблем способны выбирать свои цвета. Их подсознание свободно выдаёт психологическое и физиологическое состояние на данный момент. А значит реакцией на цвет, его проработкой можно помочь ребёнку, если он в этом нуждается. И этому успешно способствует работа с бисером, его широчайшей цветовой палитрой, когда одновременно задействованы в восприятии цветовых волн мозг, глаза и руки.
На наших занятиях по бисероплетению важнейший вопрос – выбор цвета – дети привыкают решать сами. И никто не удивляется и не спорит, почему у Маши листик − синий, а у Юли роза – чёрная. Потому что им сейчас так нравится! Потому что сегодня они себя так чувствуют. Иногда чёрный период может продолжаться несколько занятий. Но рядом, у девочек такие яркие цвета, что захочется самой сделать что-то такое же жизнерадостное. А бисер в этом – благодатный помощник.
Со временем, от работы к работе, приходит умение самостоятельно сочетать цвета и оттенки, яркость и фоновость в подборе. В результате − цветовая гамма становится гармоничнее, жизнерадостнее.
Цветовая гамма — это своеобразная шкала, по которой можно узнавать о настроении, вкусах, привычках и характере. Наблюдая за цветовой гаммой ребёнка, педагог наблюдает за эмоционально-личностным развитием. При необходимости педагог может подключиться к творческому процессу и при помощи цвета сгармонизировать состояние ребёнка, активизировать благоприятные функциональные процессы.
Выбор цвета во многом обусловлен характером психофизиологического воздействия на ребёнка [5].
Наш опыт работы с цветом на занятиях по бисерплетению позволил обобщить некоторые наблюдения. Представим их далее.
Красный− очень сильный цвет. Его положительные черты:энергичность, решительность, лидерство.Красный не знает полутонов, отсюда его бескомпромиссность, порой неуместная. Сопутствующие черты − завышенная самооценка и агрессивность. Поэтому красный не рекомендуется при формировании гардероба детей.
Однако красный активно используется при работе с неуверенными детьми, страдающими заниженной самооценкой. Робким детям обязательно надо иметь в гардеробе несколько красных вещей или небольших деталей: значка, шарфика и т.д. На занятиях по бисероплетению робкому ребёнку очень осторожно предлагается красный цвет. Но всегда выбор за ребёнком. В нужное время ребёнок обращает внимание на красный цвет, постепенно привыкает к нему. Он начинает чувствовать, что цвет помогает ему мобилизовывать свои силы в сложных ситуациях.
Синий цвет рассудительных и самоуверенных детей, однако, им присуща некоторая ранимость, особенно заметная в тех случаях, когда их пытаются обмануть. Поклонники синего цвета− мягкосердечные, не остающиеся равнодушными к горестям других. А вот тот, кто не любит синий цвет, таким образом, протестует против скуки и однообразия.
Синий− по своему влиянию чуть слабее красного, но не столь агрессивен. Его положительные черты −собранность, ответственность, коллективизм. Отрицательные -консерватизм, флегматичность, эмоциональная холодность. Синий традиционно считается мужским, но здесь также важна мера. Эмоциональным, нервозным мальчикам этот цвет поможет держать себя в руках, отделяя важное от второстепенного. Синий цвет усилит их мужественность, снимет напряжение. Но его не стоит активно использовать. Девочек синий цвет интеллектуально активизирует... Синий цвет был любимым цветом Мери Поппинс − хладнокровной и умной особы.
Голубойцвет – цвет психологического открытия, равновесия, баланса. Не случайно этот цвет предпочитают путешественники, учёные, религиозные деятели.Тёмно-голубой– цвет артистов, политиков. Эти люди очень жизнелюбивы, энергичны, ценят успех и богатство. Впечатлительные натуры, привязчивые, верные, но легко впадающие в уныние в минуты неудач.
Голубой − слияние синего и белого. Он сохраняет все положительные черты синего, но и привносит свои:выдержанность, верность, преданность, спокойствие.
Голубой цвет успокаивает ребёнка, повышает иммунитет,снимает физическое и психическое напряжение, создает ощущение комфорта.
Жёлтый– цвет разумного начала и оптимизма. Поклонники жёлтого цвета − люди весёлые. Жёлтый цвет отличает оригинальную, с богатой фантазией, творческую и склонную к идеализму личность, выдаёт стремление к независимости и надежду на счастливую жизнь.
Желтый− цвет солнца. Его положительные черты:жизнерадостность, непосредственность чувств и эмоций, оптимизм, оригинальность. Отрицательные:непостоянство, переменчивость эмоций и настроения. Жёлтый − один из основных цветов для психического развития ребенка. Исключив его полностью, можно лишить ребёнка ощущения праздника, радости жизни (так бывает, когда родители игнорируют этот цвет в силу собственных психологических проблем). Если много жёлтого цвета, то ребёнок может стать рабом одной эмоции: вечно приподнятого настроения и веселья. Такой ребёнок оказывается совершенно не готов к трудностям жизни.
Зелёныйцвет выбирают дети, склонные уходить в себя. Это сердечные, благородные дети.
Любителитёмно-зелёного цвета упрямы и настойчивы. В сочетании с золотом – это цвет успеха.
Многие солидные и респектабельные люди используют зелёный цвет, они любят природу и покой. Другой полюс − люди, отличающиеся прямолинейностью, самоуверенностью и желанием насильно улучшить других. Зелёный− цвет самой жизни с её трудностями и радостями. Его положительные черты:выносливость, трудолюбие, жизнелюбие, рациональный подход к лечению проблемы.Отрицательные −слабаяинтуицияи сильный практицизм, мешающий развитию творчества.
Оранжевый−цвет мудрецов, физического и психического здоровья. Необходим для детей особенно. Этот цвет полезен для детей нервных и физически слабых, при этом дозировка оранжевого может быть увеличена до максимума. Но недопустимо использование только одного цвета, иначе эффект будет нулевой.
Любителибелогоцвета легко впадают в экстаз, у них хорошо развито воображение, они мечтательны.
Белыйнейтрален по своему влиянию и восприятию. Его сила −в открытости миру, это цвет искренности, чистоты и наивности. Конечно, он незаменим для детей, особенно, в праздники. Однако в белом ребенок становится наиболее уязвимым, беззащитным, неслучайно же появилось выражение "белая ворона".
Уравновешенностью, обстоятельностью, тягой к знаниям обладают те, кто отдает предпочтениекоричневомуцвету. Как правило, их отличают строгость и бережливость. Коричневый – цвет зрелого возраста и продуманных решений.
Коричневый−цвет земли, его называют королем консерватором и прагматиков.Этот цвет вбирает в себя качества хорошего хозяина, пусть несколько приземленного, но твердо стоящего на ногах.
Любителирозовогоцвета натуры романтичные, тонкие. Манипуляции в любой форме для них совершенно неприемлемы. Розовые цвета предпочитают дети, пребывающие в мире грёз, сказок и чудес. Они любят комфорт и домашний уют.
Розовый− цвет женственности, утонченности, нежности. Розовыйцвет может быть различных оттенков.
Если это яркий, насыщенный теплый цвет, то его следует отнести к группе красного. Он так же будет привлекать внимание, активизировать различные процессы, побуждать к действию.
А если это более мягкий, холодный (ближе к светло-фиолетовому) цвет, то он будет относиться к синей группе, а значит, успокаивать, снижать активность.
Творческие личности тяготеют ксерымтонам. Этот цвет считается очищающим. По другому мнению, предпочитающие серый цвет сознательно отгораживаются от внешних воздействий, чтобы сохранить внутренний покой.
Любителямфиолетовогоцвета присущ дух творчества. Большое значение он придаёт всему необычному и нетрадиционному.
Чёрный− цвет небытия.Чёрный не является цветом детства, поэтому его не рекомендуем активно использовать в работе с ребёнком.
Огромную роль играет помещение, где проходят занятия по бисероплетению.
Грамотно оформленный интерьер кабинета, как компонент среды, влияет на психо-эмоциональное состояние ребёнка. Ритмичное чередование цветов в коридорах, рекреациях, на лестничных клетках снижает напряжение, повышает эмоциональный настрой ребёнка, понижает состояние тревожности, страхов, снижает конфликтность в межличностных отношениях.
Отечественные психологи и педагоги Б.А. Базыма, Н.В. Маслова, М.В. Ульянова, Н.В. Антоненко [1-2, 4-5], и др. доказывают возможность детей не только воспринимать цвет, но и применять его в своём творчестве как выразительное средство, характеризующее образ.
Анализ современной психолого-педагогической и программно-методической литературы, а так же опыт работы позволил определить необходимые условия для формирования чувства цвета у детей на занятиях по бисероплетению.
1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе создания изделия из бисера.
2. Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета понимание характера цветовых сочетаний впроизведениях изобразительного искусства.
3. Целенаправленный отбор и изготовление наглядных пособий самим педагогом для работы с детьми.
4. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета объектов и явлений природы, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.
5. Изготовление дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, закреплению и обогащению эстетических представлений о цвете.
7. Эстетическое оформление пространства педагогом и использование детских работ в оформлении учреждения, где проводятся занятия.
8. Взаимодействие в планировании педагога с организаторами выставок, ярмарок, фестивалей детского творчества с учётом решения задач развития чувства цвета у детей.
Скорректировать психо-эмоциональную сферу у детей на занятии помогают и другие технологии, а именно:
Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы ребёнка.
Мы используем на занятиях Гимнастику для восстановления нервных клеток в процессе обучения Н.В. Антоненко, М.В. Ульяновой [6]. Например, упражнение Бутон фиалки. Представьте, что вы − бутон фиалки. Сложите ладошки вместе на уровне груди. А теперь ваш бутон тянется к солнцу. Руки поднимаем вверх, и бутон распускается – руки разводим слегка в стороны. Опустите руки вниз. Делаем 3-5 раз.
Обязательно используется пальчиковая гимнастика, которая придумывается в соответствии с образом изготовляемого предмета. Например, на занятии планируется создание цветка и используется упражнение Распускающийся цветок. Руками, пальчиками можно изобразить то, что будет создаваться.
Сложите руки вместе ладошками внутрь, как будто это бутон. Теперь бутон распускается (пальчики в стороны), а затем опять закрывается на ночь. И снова повторить. Делаем 5-7 раз. Теперь наши руки готовы к работе.
Релаксация — использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для общей гармонизации психофизического состояние ребёнка [2].
Сказкотерапия – метод использования сказочной формы интеграции личности и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи на всех этапах его обучения и развития. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
Технологии музыкального воздействия. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Её физиологический фактор способен изменить различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечнососудистую.
Вариативное использование музыки:как психологический настрой в начале занятия, как основа для учебной релаксации − в середине, как фон – в течение всего занятия, который поддерживает, напитывает процесс творческого рукоделия, и как динамической релаксация в конце занятия.
Гимнастика для глаз.
Бисероплетение – это очень кропотливый труд, который требует сосредоточенной работы зрения. Через 10 – 15 минут необходимо делать гимнастику для глаз.
Например, упражнение Восьмёрка. Ребята отложите на минутку вашу работу. Наши глазки устали. Надо дать им немного отдохнуть:
- 5 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, слева – направо.
- 5 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх.
- 5 вращательных движений глазами слева - направо.
- 5 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – рисуем восьмерку.
В работе с детьми используем природосообразный подход, ребёнок сам делает открытия в результате экспериментирования с цветом такого художественного материала как бисер.
Кроме того тематика занятий направлена на формирования представлений о здоровом образе жизни, о красоте природы, о спорте, о физической культуре, об укреплении семейных ценностей, семейных традиций, об истории и красоте родного края [7].
Занятия дают возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, но и применить их комплексно на предметах одежды, в предметном дизайне и интерьере.
Уже после первого года обучения ребёнок знает:
- что такое декоративно-прикладное искусство;
- некоторые сведения из истории бисероплетения;
- основные виды и свойства материалов для бисерного рукоделия;
- терминологию и технологию выполнения изделий из бисера;
- правила безопасности при работе с инструментами;
- основные правила при работе с бисером;
- основы композиции;
- основы цветоведения;
- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;
- о цветовом круге.
Психолого-педагогические технологии, которые мы используем на занятиях по бисероплетению, помогают снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон, происходит трансформация эмоциональных переживаний, обретение уверенности в себе, развитие представлений о ценности другого человека и себя. Происходит процесс самопринятия и самопризнания, получение радости творчества, свободы выбора через цветовое предпочтение.
Анализ и внедрение в практику в систему занятий по дополнительному образованию перечисленных эффективных технологий, способствуют формированию здоровья ребёнка.
В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности, такие как:
- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся;
- оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой;
- эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают способность радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей;
- общительность, так как дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить чувство радости от общения друг с другом и интерес к жизни других людей;
- внимательность, потому что, занимаясь бисероплетением, обучающимся необходимо большое усердие и внимание при работе;
- хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта.
Литература
Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов познания/постижения. М.: Институт холодинамики, 2007. – 179 с.
Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Педагогика ноосферного развития. М.: Севастополь: 2012. – 220 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. Классики нового направления. Издательство Гиппо: 2003. – 252 с.
Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. — Харьков, 2001. —172с.
Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Восстановительная гимнастика для нервных клеток (рост, развитие и восстановление нервных клеток в процессе обучения). М.: Амрита-Русь, 2016. – 80 с.
Романова Л.А. Магия бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Сведения об авторах
Солодова Антонина Ивановна, педагог дополнительного образования
Дома Детского Творчества Родник г.о Химки, микрорайон Сходня, Московская обл.
Телефон: 8-903-180-90-85, e-mail: antoninasolodova@mail.ru.
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x