В этой работе дано подробное описание работы над полифоническим произведением на занятии в классе фортепиано. Уровень трудности 3-4 класс музыкальной школы или студии. Разбирается произведение Карла Филиппа Эммануила Баха "Весна". Прилагается подтекстовка, сочиненная педагогом для облегчения восприятия ребенком интонационного и ритмического строения произведения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА
«У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»
АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект занятия с презентацией
«Работа над художественным образом в полифоническом произведении (на примере произведения К.Ф.Э.Баха «Весна»)»
Автор:
Пикалева Наталия Петровна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2024
Слайд № 1. Картина весны.
Цель занятия — научить ребёнка точно передавать характер и образ произведения, используя разнообразные умения и навыки.
Слайд № 2. Цель и задачи занятия.
Задачи - обучающие - работа над контрастной и имитационной полифонией, над раскрытием художественного образа, фразировкой, преодолением технических трудностей.
- развивающие – знакомство с творчеством К. Ф. Э. Баха ,со стилистическими особенностями музыки 18 века, расширение музыкального кругозора, развитие полифонического слуха и образного мышления.
- воспитательные — воспитание любви к старинной полифонической музыке, усидчивости, внимания, работоспособности.
Актуальность - «Весна» К.Ф.Э. Баха занимает почётное место в детском фортепианном репертуаре. На примере этого произведения можно многое рассказать детям о полифонической музыке эпохи сентиментализма.
Содержание занятия
1.Краткая биография К.Ф.Э. Баха.
Карл Филипп Эммануэль Бах (немецкий композитор 1714-1788) — это второй сын Иоганна Себастьяна Баха, ставший самым знаменитым композитором после своего отца из семейства Бахов в XVIII веке. Просмотр слайдов презентации помогает ребенку лучше представить эпоху, о которой идет речь.
Слайд № 3. Портреты семьи Бахов
Почти 30 лет в качестве придворного клавесиниста он состоял на службе у прусского короля Фридриха II. Огромное влияние на него оказал период “бури и натиска», распространённый в немецкой литературе и искусстве того времени. Стилистически творчество композитора можно отнести к переходному периоду от эпохи барокко к классицизму. Перу К.Ф.Э. принадлежат около тысячи произведений в различных жанрах, в том числе симфонии, концерты для клавира с оркестром, многочисленные сонаты для клавира. Они оказали большое влияние на становление стиля венских классиков Й. Гайдна и В. А. Моцарта. К. Ф. Э. Бах также является автором знаменитого трактата «Опыт об истинном искусстве игры на клавире» (1753-1762).
Слайд № 3. Портрет К.Ф.Э. Баха
2.Разбор клавирного произведения «Весна»
Это произведение — яркий пример программной музыки, хорошо знакомой детям с самых первых шагов обучения. Необычность и ценность «Весны» - её промежуточное положение между старинными танцами (бурре и менуэт) и клавирными произведениями Моцарта и Гайдна (сонатинами и дивертисментами).
Слайд № 4. Портрет Моцарта. Картинки, изображающие популярные танцы той эпохи - бурре и контрданс
Характеристика произведения
Весна — пробуждение природы, которое благотворно влияет на душу человека. Характер произведения ясный, светлый, с лёгкими тучками в средней части, что можно очень легко объяснить детям. Произведение написано в трёхчастной форме. Реприза полностью повторяет первую часть.
I часть
Характер первой части ясный, светлый, мажорный.
Я объясняю учащемуся вопросно-ответную структуру первого предложения. Мелодия первой фразы — красивое и прихотливое нисходящее движение к ми¹, состоит из нескольких коротких мотивов разного интонационного строения. Вторая фраза отзывается весёлым и непринуждённым ответом. Она проще и яснее. Это необходимо объяснить ученику и интонационно проработать с ним. Полифония здесь контрастная. В верхнем голосе (в правой руке) ясное тембровое звучание скрипичной мелодии. В нижнем голосе (в левой руке) лёгкий штрих воображаемых виолончелей. Заканчивается первая часть восходящим полётом гаммы A-dur, звучащей беззаботно и окрыляюще.
Средняя часть
Другая картина, другой художественный образ. Здесь ярко выражен принцип контрастности, который так важен в драматургии музыкального искусства. Характер средней части более суровый. Светлый A-dur сменяется тревожным a-moll. Чтобы ребёнок лучше почувствовал контрастность образов первой и средней части, я предлагаю ему рассказать, что он думает о характере этой музыки. Затем можно предложить свою версию и сравнить. Обычно дети очень точно описывают своё впечатление.
Я очень часто сочиняю стихотворную подтекстовку к изучаемым произведениям. К «Весне» я тоже придумала текст, который помогает правильно построить фразы и определить кульминационные точки.
Привожу здесь этот текст:
К.Ф.Э.БАХ «ВЕСНА»
1 часть
Вот опять запели птицы, побежали ручейки,
Все проснулись от зимней спячки.
И веселые зверята собралися у реки,
И поплыли среди льдинок крачки.
Вновь природа оживает,
И вокруг все расцветает,
А над лесом, над горами солнце весело взошло на небосклон,
И день настал!
2 часть
Вдруг нависли в небе тучи, поднялся холодный ветер,
И мороз вернулся к нам в весенний лес.
Опять зима лютует и медведь в берлогу влез.
Вмиг мороз окутал елки, и замерзло все вокруг,
И подумали зверята, что зима вернулась вдруг.
Звери – в норы!
Птицы – в гнезда!
Рыбы – прячьтесь скорей!
3 часть
Вот опять запели птицы, побежали ручейки,
Все проснулись от зимней спячки.
И веселые зверята собралися у реки,
И поплыли среди льдинок крачки.
Вновь природа оживает,
И вокруг все расцветает,
А над лесом, над горами солнце весело взошло на небосклон,
И день настал!
В средней части полифония осложняется сочетанием контрастной и имитационной (в разных регистрах и при смене рук).
Унисонная фраза уводит музыку в нижний регистр, в царство холода снега. Полнее ощутить тревожный характер музыки ребенку поможет демонстрация слайда презентации.
Слайд № 5. Зима.
Затем следует сложная секвенционная последовательность, которая выразительно иллюстрирует борьбу холода и мрака, светлого и тёмного начала.
Третья часть — реприза (точное повторение первой части) — символизирует победу весны и возвещает о неотвратимости хода времени. Как аналогию здесь можно вспомнить вместе с ребенком сказку Шварца «Двенадцать месяцев».
Слайд № 6. Двенадцать месяцев.
3.Работа над произведением.
Музыка «Весны» необыкновенно красива и поэтична, но она требует серьёзной технической работы, особенно если предполагается публичное исполнение.
Приемы работы:
1) работа над соблюдением правильной аппликатуры
2) работа над полифонией разными способами:
а) учить каждый голос отдельно
б) оба голоса учить на piano
в) учить голоса разными штрихами (один - легато, другой - нон легато или стаккато)
г) учить голоса в разных регистрах, увеличивая расстояние между ними, чтобы ребенок лучше услышал их противопоставление
3) работа над техническими трудностями, например, над полной синхронностью правой и левой руки, особенно в третьем предложении первой части и во второй части разными способами, а также над гаммами ля-мажор и ля-минор
а) учить с изменениями ритма: с остановками на первой, третьей и четвёртой шестнадцатых, пунктирным ритмом
б) учить с изменениями штрихов: стаккато, нон легато
в) работать над размахом пальца, он должен быть минимальным и одинаковым в правой и левой руке
г) работать, перенося вес руки на разные ритмические доли
5) работа над выбором правильного темпа произведения. Он не должен быть очень быстрым. Allegro “Весны» идёт на две четверти, а не на четыре, и это очень важно! Темп можно выверить, мысленно представив трудную секвенцию средней части.
6) работа над фразировкой и выразительной интонацией каждого мотива, который должен быть прослушан и «пропет», что очень сложно сделать при очень быстром темпе.
Стоит прислушаться к мнению самого К. Ф. Э. Баха, который писал: «Не упускай случая послушать художественное пение…Петь инструментальные мелодии – это хорошая практика для того, чтобы прийти к пониманию правильного их исполнения».
4. Заключительная часть занятия
После интенсивной работы я рассказываю учащемуся о том, что тема весны всегда интересовала композиторов всех времен и стилей. Она широко использовалась в народной музыке, в русской народной песне. Например, «Веснянка», «Вот уж зимушка проходит», «К весне».
Слайд № 6. Русская тематика.
Далее я рассказываю ученику, что к теме весны обращались такие великие композиторы, как Йозеф Гайдн (Оратория «Времена года»), а также Антонио Вивальди и его струнный концерт.
Далее я предлагаю ученику послушать «Весну» А. Вивальди из знаменитого цикла «Времена года».
Слайд № 7. Портреты А. Вивальди и Й. Гайдна.
Слушание записи «Весна» А. Вивальди в исполнении камерного оркестра «Виртуозы Москвы», дирижер Владимир Спиваков.
Далее я рассказываю ученику о русских композиторах, которые также охотно обращались к теме весны. Достаточно вспомнить такие произведения:
- симфонию «Времена года» Александра Глазунова
- фортепианный цикл «Времена года» Петра Ильича Чайковского («Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи»)
- его же фортепианный цикл «Детский альбом» («Песня жаворонка»)
- оперу «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова
- музыку балета «Весна священная» Игоря Стравинского
- вокально-симфоническую поэму «Весна» и знаменитый романс «Весенние воды» Сергея Васильевича Рахманинова.
Также широко известна фортепианная пьеса Э. Грига «Весной». Это замечательная лирико-пейзажная зарисовка северной Норвегии. Я рассказываю ученику, что это произведение он, вероятно, будет играть в 6 – 7 классе. Детям обычно очень нравится это произведение.
Я предлагаю ребёнку послушать её запись в исполнении самого Эдварда Грига, великого норвежского композитора.
Далее идет краткое повторение знаний и умений, полученных ребенком и обсуждение прослушанных записей. Очень полезно и интересно выяснить, что ученику понравилось больше всего.
После этого педагог дает домашнее задание — проработать пьесу «Весна» отдельно по голосам и поработать над техникой, используя приемы, показанные на уроке.
Педагог хвалит ребенка за усидчивость, внимание и работу на уроке и завершает занятие.
<Object: word/embeddings/Microsoft_Word_Document.docx><Object: word/embeddings/Microsoft_PowerPoint_97-2003_Presentation.ppt>