Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Развитие критического мышления на уроках математики в начальных классах.. Работа №331732

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Далее приводятся примеры заданий развивающих критическое мышление на уроках математики и мастер-класс по применению технологии развития критического мышления

Работа:

Развитие критического мышления на уроках математики

в начальных классах.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.  Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».  В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

 Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед ним стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.                                                               

Младшие школьники в своей массе весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтому они тянутся ко всему новому. Мир представляется им довольно простым, их больше интересуют конкретные эмпирические объекты и темы: животные, растения, моря и реки, острова и города, различные виды транспорта, звезды, планеты и межпланетные полеты. Любые рассказы и знакомство с фотографиями или фильмами на эти темы вызывают их интерес и желание больше узнать.

Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе –помогают технологии, повышающие интерес учащихся к обучению.

Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

«Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

Выделяют следующие параметры критического мышления:

Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критическое мышление есть мышление социальное.

Младший школьный возраст — очень важный период для формирования и развития критичности.

В основе технологии критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

фаза вызова;

фаза реализации смысла (осмысление);

фаза рефлексии.

Первый этап - стадия вызова - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами, «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

Второй этап - осмысление содержания (получение новой информации). Преподаватель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А ученики со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.

Задачи стадии реализации смысла:

помочь активно воспринимать изучаемый материал,

помочь соотнести старые знания с новыми.

Третий этап - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы педагог проверил память своих учащихся, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:

помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,

помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. По своей сути рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое.

 

Технологическая карта урока с использованием ТКМ

 

Учитель

Ученик

Вызов

 

Провоцирует ученика

Задает вопросы

Создает ситуацию актуализации опыта ученика

Формирует мотивацию ученика

 

Отвечает на провокацию

Вспоминает все, что знает по данной теме

Формулирует первые гипотезы

Определяется в своих мотивах и целях

Осмысление

 

Предлагает опорный текст по теме

Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии

Управляет групповой динамикой

Поддерживает мотивацию и цели

Учит работать сообща

 

Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии

Участвует в групповом взаимодействии

Подкрепляет и делает коррекцию своих целей

Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации

Учится работать сообща

Рефлексия

 

Управляет подведением итогов

Ставит новые вопросы и задачи на будущее

Оценивает деятельность ученика

Суммирует в групповой работе весь изученный материал

Задает вопросы на будущее

Делает самооценку своей деятельности

 

Приемы формирования критического мышления младших школьников на уроках математики (из опыта работы).

На каждом уроке математики применяю методы и приемы, способствующие формированию критического мышления у младших школьников.

Приемы формирования критичности, которые я использую в своей работе и, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны, являются следующие:

1. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни учу детей различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения цели на уроках использую таблицу:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

согласны ли вы...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

 

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы;

на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

при размышлении – демонстрация пройденного.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

 

2.Прием «Составление кластера». Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели  организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. 
Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления

 

3.Прием "Кубик". Данный прием используется на этапе осмысления. Положительные стороны приема "Кубик":

позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1.Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2.Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3.Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4.Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5.Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

 

4.Приём «Синквейн». Стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

 

5.«Классификация». Перед классом демонстрируются некоторые предметы, обучающимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, предлагаю ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот приём способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение.

 

6.«Перепутанные логические цепочки». Перед классом демонстрирую события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и, придя к более или менее единому решению, предлагаю ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.

 

  7. «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся провожу на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисую значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Наиболее продуктивной на уроках математики считаю групповую работу. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки математики в оптимальном режиме,

 

Я пришла к выводу, что применение технологии критического мышления на уроках математики, позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Используемая литература:

Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998

Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru


Мастер-класс по теме

«Применение технологии критического мышления

на уроках математики»

 

Цель мастер-класса:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

 

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися темы урока, систематизация знаний учащихся о единицах времени.

Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с текстом, умения анализировать

Воспитательный аспект: воспитывать умение работать в группе

 

План мастер-класса:

1. Оргмомент

2. Стадия вызова – игра «Верю- не верю»

3. Стадия осмысления – работа с текстом, составление таблицы с вопросами

4. Стадия рефлексии, решение задач

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание.

 

Ход мастер-класса

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я предлагаю вам принять участие в занятии мастер-класса по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики».

Представьте: вы – ученики четвертого класса, а я ваш учитель.

Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если оно пройдет, то его нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)

Какие единицы времени вы знаете?

Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Молодцы, а теперь по словам, которые вы видите на экране, опишите, пожалуйста, сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Итак: сегодня 25августа, пятница, ещё лето, 2023 год, ХХI век, 11 часов.

Молодцы! Вы очень способные дети. И я с удовольствием поиграю с вами в игру «Верю – не верю». Будьте внимательны, громко и дружно отвечайте хором на мои вопросы – если верите мне, то говорите «да», если не верите, то говорите «нет».

Верите ли вы, что в сутках 24 часа?

Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?

Верите ли вы, что олимпиада - это единица времени?

Верите ли вы, что 19+23 = 18?

Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?

Верите ли вы, что в 83 года и 4

месяца справляют

юбилей?

А почему вы мне не верите?

Внимание на экран. Перед вами текст. Выясним с его помощью, всё ли вы знаете о времени?

Текст «Время» для урока математики

Что такое время? Время - это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.

 

Зачем нужно знать время? Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу, пользоваться различным транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять время.

 

Какими единицами измеряют время? Для измерения времени человек использует такие единицы, как тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Устаревшие и редкие единицы измерения: терция – одна шестидесятая часть секунды; олимпиада - единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя олимпийскими играми; квартал – 3 месяца; декада – 10 дней.

 

Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? 1 тысячелетие (милленниум) равно 1000 годам. Первое тысячелетие нашей эры закончилось 31 декабря 1000 года. 1столетие (век) равно100 годам. 1 января 2001 года начался XXI век. 1 год состоит из 12 месяцев, 1 месяц - из 4 недель, 1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках – 24 часа. В 1 часе – 60 минут, в 1 минуте – 60 секунд. За 1 секунду Земля проходит по орбите вокруг Солнца 29 785,9 м. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате получается, что в году 365 1/4 дней. Для удобства календарь устроен таким образом, что из каждых четырех лет, один год называется високосным и состоит из 366 дней, а три других — из 365 дней.

 

Как определяют время? Определяют текущее время по часам.

Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? В разных точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках 24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час. Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.

 

Где можно узнать точное время? Проверить точность часов можно с помощью сигналов точного времени, которые передаются по радио. В Интернете на сайте Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды. 1 миллисекунда равна одной тысячной доле секунды.

 

Молодцы! А теперь пришло время снова сыграть в игру «Верю – не верю» и сравнить результаты двух игр.

Верите ли вы, что в сутках 24 часа? …. Ставим плюс

Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?

Вы сомневались в ответе, давайте проверим. Посмотрите, оказывается 2023 года - это 738 395 дней, что меньше миллиона.

Верите ли вы, что олимпиада - это единица времени? … Ставим плюс

Верите ли вы, что 19+23 = 18? Это равенство верное, если выполнять

сложение «

на языке» часов. 7 часов + 11 часов = 18 часов

Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?

Из текста вы узнали, что это возможно, если самолет пролетит расстояние между этими городами за 9 часов. Расстояние составляет 9000 км. Значит скорость самолета должна быть равна 1000 км/ч. В современных условиях это вполне достижимая скорость.

Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца справляют юбилей?

Рассмотрим решение следующей задачи:

Какие юбилеи справляли баба Катя и её правнучка Катенька. Когда первой исполнилось 83 года и 4 месяца, а второй 8 лет и 4 месяца?

Оказывается, прабабушка прожила 1000 месяцев, а правнучка 100 месяцев. Круглые даты, значит юбилей. А вы не верили.

Существует очень много интересных математических задач по теме «Время». Я предлагаю вам в качестве домашнего задания самим составить задачи по теме «Школьное время». У школьного времени свои единицы измерения. Для кого-то школьный урок тянется как вечность, для меня наш урок пролетел как мгновение. Вы – замечательные ученики! Спасибо вам.

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

 

 

Секция городского методического

объединения учителей начальных классов

 

 

Развитие критического мышления на уроках математики

в начальных классах

Дата проведения: 25.08.2023

 

 

 

 

Подготовила: Соломахина Наталия Евгеньевна,

учитель начальных классов, высшей категории

 

 

 

 

 

 

г. Новочеркасск

2023 - 2024 уч. год

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×