С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании речи. В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития.
Применяя логоритмику в своей работе, мы тем самым способствуем быстрому развитию речи и музыкальности малышей, формируем положительный эмоциональный настрой, учим общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.
Эта проблема подвела меня к повышению своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего дошкольного возраста через игровую деятельность с использованием логоритмики. Поэтому воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать как педагоги, так и родители. Взрослые должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Цель: Создание условий для развития речи детей посредством игровой деятельности с использованием оздоровительной технологии «Логоритмика»
«Развитие речи детей с использованием оздоровительной технологии «Логоритмика»
Руководитель проекта: Фадеева Светлана Витальевна
Срок реализации: в течение года
Участники проекта: дети младшей группы, педагоги, родители
Актуальность проекта:.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании речи. В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года – до 1 тыс. слов. Ребенок не только пополняет свой словарный запас, но и учиться четкому произношению звуков, пробует разный темп, интонации, выстраивает речевые конструкции, формулирует предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.
Задача педагогов на этом этапе – помочь малышу овладеть всем многообразием родного языка. Одной из форм стимуляции речевой и мыслительной активности детей 2-4 лет является логоритмика.
Логоритмика-это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Я считаю эту тему актуальной, так как в настоящее время достаточно большой процент детей нуждается в логопедической помощи, потому что много воспитанников имеют отклонения в речевом развитии.
Применяя логоритмику в своей работе, мы тем самым способствуем быстрому развитию речи и музыкальности малышей, формируем положительный эмоциональный настрой, учим общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Проблема:
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.
Эта проблема подвела меня к повышению своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего дошкольного возраста через игровую деятельность с использованием логоритмики. Поэтому воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать как педагоги, так и родители. Взрослые должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Цель: Создание условий для развития речи детей посредством игровой деятельности с использованием оздоровительной технологии «Логоритмика»
Задачи (педагога):
Изучить методическую литературу по
оздоровительной
технологии «
Логоритмика
».
Продолжать повышать собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты;
Продолжать разрабатывать методическое обеспечение по речевому развитию с детьми раннего дошкольного возраста.
Задачи (воспитанники):
Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности
Развитие коммуникативных навыков детей.
Закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;
Тренировать мелкую моторику рук
Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
Развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
Развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.
Воспитывать положительные личностные качества
Создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.
Задачи (родители):
Повышать компетентность родителей в вопросах разностороннего развития детей с помощью оздоровительной технологии «
Логоритмика
».
Привлечь родителей к пополнению и обогащению развивающей среды группы.
Краткое описание проекта:
Данный проект направлен на реализацию системы занятий по развитию речи с использованием игровой деятельности и оздоровительной технологии «Логоритмика»
В реализации своего проекта я использую:
Наглядные методы:
рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин, игрушек и
мнемотаблиц
, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные
методы:
чтение
и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа.
Пропевание
потешек
, небольших стихотворений. Во всех словесных методах использую наглядные приемы.
Практические
методы:
дидактические
игры, игры-драматизации,
исценировки
, дидактические упражнения, пальчиковые, дыхательные и артикуляционные гимнастики.
А также в своей работе я использую следующие формы работы:
1.Совместная работа с детьми;
2.Индивидуальная работа;
3.Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В проекте использую игровые технологии (театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические, пальчиковые игры, подвижные игры). Оздоровительную технологию «Логоритмика» (пальчиковая гимнастика, артикуляционные и речевые упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения регулирующие координацию движений и мышечный тонус, упражнения формирующие чувства музыкального ритма, размера, темпа, слухового внимания., стихи сопровождаемые движениями).
Этапы реализации проекта:
1.Организационно-подготовительный
Разработка проекта и утверждение его на педагогическом совете
Ознакомление с методической литературой, с инновационным опытом работы по данной теме.
Внедрение детей в проектную деятельность, формулирование проблемы. Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме. Создание информационной базы по теме.
Выбор форм работы с детьми, родителями. Разработка конспектов образовательной деятельности.
Создание предметно-развивающей среды по данной теме.
Изучение опыта работы других педагогов, обзор информации по теме на интернет-сайтах.
2.Реализационный
Работа с детьми
Внедрять в образовательную деятельность оздоровительную технологию «
Логоритмика
».
Развлечение «
развитие речи через игровую деятельность с использованием оздоровительной технологии «
Логоритмика
»;
Составление различных картотек по играм для детей
младшего
дошкольного возрастав;
Чтение детской литературы;
Самостоятельная практическая деятельность и индивидуальная работа.
Взаимодействие с педагогами
Творческая гостиная по презентации долгосрочных проектов по теме самообразования: «Речевое развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность
с использованием оздоровительной технологии «
Логоритмика
»;
Представление опыта работы через открытые мероприятия;
Выступление на педсоветах и конференциях;
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете;
Отчет о проделанной работе.
Взаимодействие с родителями
Подготовка консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями;
Совместное обновление речевого уголка в группе, сюжетных картинок для занятий с детьми;
Подготовка и проведение родительского собрания, мастер-класса;
Конспекты консультаций, рекомендаций, изготовление памяток, папки-передвижки;
Отчет о проделанной работе
3.Итогово-аналитический
Творческий отчёт по реализации проектов. Анализ результатов проекта с представлением опыта работы (в форме презентации).
Организация методической выставки по теме самообразовани
и
План мероприятий по реализации проекта
Этапы проекта
Мероприятия проекта
Организационно-подготовительный
Формулирование проблемы
Разработка теоретической части проекта
Ознакомление с методической литературой, с инновационным опытом работы по данной теме
Планирование деятельности по реализации проекта
Реализационный
Работа с детьми:
- чтение детской литературы
- пальчиковые гимнастики
- дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые малоподвижные игры.
- Пополнение РППС в группе за счет создания картотек, презентаций, демонстрационного материала
-Артикуляционная гимнастика
- Ритмические упражнения для вызывания звуков
- Дыхательные гимнастики
- Развлечение «Развитие речи через игровую деятельность с использованием оздоровительной технологии «Логоритмика»;
- Массаж лица под музыку
- Упражнения на речевое дыхание, развитие слухового внимания.
-Обновить речевой уголок в группе
- Упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр).
Взаимодействие с родителями
Рекомендации родителям по развитию речи
детей
через игровую деятельность
Анкетирование родителей
Консультации
«Развитие речевой активности детей, через игры»,
«
Логоритмика
, как
эффективное средство развития речи
»
Рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр.
Оснащение информационного уголка для родителей (буклеты, памятки, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).
Мастер-класс «
Логоритмика
для детей 2-4
лет»
Привлечение родителей к обновлению речевого уголка в группе
Индивидуальные беседы с родителями по данной теме
Родительское собрание «Итоги года»
Взаимодействие с педагогами:
Представление опыта работы через открытые мероприятия;
Выступление на педсоветах и конференциях;
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете;
Итогово-аналитический
Обобщение опыта работы по реализации проекта с последующим представлением на уровне ММО
Организация методической выставки по теме самообразования
Творческий отчет по проекту
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
У детей:
Данный проект поможет активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность, активность, инициативность, коммуникативные навыки, взаимодействие, доброжелательное отношение к окружающим. Формировать навык самостоятельной передачи эмоций.
Итоговые диагностические задания (мониторинг) для детей направленный на определение результатов освоения детьми знаний по данному проекту.
У педагогов:
Повысится профессиональная компетентность по речевому развитию, через игровую деятельность.
Познакомиться с опытом работы по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность с использованием оздоровительной технологии «
Логоритмика
».
У родителей:
Тесная взаимосвязь родителей в осуществлении данного проекта.
Социальный эффект:
Дети:
Развила активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности
Развила коммуникативных навыков детей.
Закрепила артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;
Натренировала мелкую моторику рук
Научила детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
Развила артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
Развила фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.
Воспитала положительные личностные качества
Создала игровую ситуацию, развивать любознательность
Педагоги:
Изучила методическую литературу по
оздоровительной
технологии «
Логоритмика
».
Повысила собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты;
Разрабатала
методическое обеспечение по речевому развитию с детьми
младшего
дошкольного возраста.
Родители:
Повысила компетентность родителей в вопросах разностороннего развития детей с помощью оздоровительной технологии «
Логоритмика
».
Привлекла родителей к пополнению и обогащению развивающей среды группы.
Ожидаемый продукт:
Разработаны: Конспекты ООД по речевому развитию с использованием оздоровительной технологией «Логоритмика», консультации для родителей, мастер класс для родителей, разнообразные картотеки игр.
Изготовлены: Дидактические игры и упражнения, маски к играм, логоигры.
ЛИТЕРАТУРА
Ушакова
О.С.Развитие
речи и творчества
дошкольников:.
Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная
).-
СПб.: «Петербург –
XXI
», 1997
Картушина
М.Ю. Конспекты
логоритмических
занятий с детьми 2-3 лет. М.: «ТС СФЕРА», 2007.
Арушанова
А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
Тарабарина
Т. и. «Пословицы, поговорки,
потешки
, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.
Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.
Бунеев
Р. Н.,
Бунеева
Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки
Росисской
Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.
Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2011г.
Татаркина Л.А. «
Логоритмика
. Запуск речи через пение и движение для детей от двух лет». Ростов-на-Дону «Феникс», 2023г.
Шорохова О.А. Играем в сказку.
Сказкотерапия
и занятия по развитию мелкой моторики – СПб: Корона-Век, 2007г.
Картушина
М. Ю.
Логоритмические
занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
Кныш
В.А. ,
Комар И. И. ,Лобан Е. Б., Дудак Ю. В.
Логоритмические
минутки. Тематические занятия для детей. Минск: АВЕРСЭВ», 2009.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
Лукина Н.А.,
Сарычева И.Ф.
Логоритмические
занятия с детьми раннего возраста (2-3года). Практическое пособие. - СПб
.: Паритет
, 2004. - 112 с
Узорова
О.В. Пальчиковая гимнастика/
О.В.Узорова
, Е.
А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
Интернет-ресурсы:
http://infourok.ru;
http://dohcolonoc.ru;
http://nsportal.ru;
http://www.edu.ru;
http://www.detskiysad.ru;
http://www.moi-detsad.ru;
http://ivalex.ucoz.ru