Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, а именно звуковой культурой речи, словарным запасом и грамматическим строем речи.
Именно овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе.
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с НОДА посредством театрализованной деятельности»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) «Речевое развитие дошкольника включает: владение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие фонематического слуха, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Именно овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе.
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, а именно звуковой культурой речи, словарным запасом и грамматическим строем речи.
В воспитании звуковой культуры речи перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, выразительности детской речи.
В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При обучении детей выразительности используются знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).
Работа по формированию словарного запаса включает в себя: обогащение словарного запаса детей, овладение точностью употребления слов (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.), перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания, устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Формирование грамматического строя речи — это умение выражать мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа. Таким образом, владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование его монологической и диалогической речи. И именно театрализованная деятельность позволяет совершенствовать эти две речевые формы. В театрализованной деятельности дети овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде, литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью речи, движений, жестов, мимики. При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, нужно давать ему хоть маленькую, но роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя. Также много и активно нужно работать над техникой речи — это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.
В своей работе с детьми над связной речью через театрализованную деятельность использую следующие театрализованные игры:
1. Игры в кукольный театр (настольный, деревянный, магнитный, теневой театр, пальчиковый, варежковый, БИ-БА-БО, театр вязанных игрушек). Работа с кукольным театром позволяет совершенствовать у детей мелкую моторику рук и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, что немаловажно для детей с НОДА, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, a также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
2. Игры-драматизации основанные на собственных действиях исполнения роли. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ. В играх-драматизациях учу детей инсценировать сказки, например: «Как котенок маму искал», «Красная шапочка», отрывки из сказок А.С. Пушкина, A также организую с детьми творческие игры-импровизации, например «Договорим то, что не придумал автор», «Лисичка подслушивает», «Отгадай кто мы» и другие. Участвуя в игре-драматизации, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, через поставленные вопросы они учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развитие речи тесно связано с умственным развитием. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний обогащается словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй. Произносимые реплики и исполняемая роль ставят ребенка перед необходимостью четко и ясно выражаться.
3. Игры-спектакли (для праздников) включает в себя пантомиму, мюзикл, драматический спектакль, музыкально-драматический спектакль. Постановка спектаклей осуществляется по знакомым детям литературным произведениям. В игровой форме дети заранее разучивают слова, мимику и жесты своего героя, проигрывают литературное произведение по ролям, рисуют декорации к спектаклю, подбирают к своим персонажам костюмы.
4. Речевые упражнения- они влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Например: «Чистоговорки» - развивают выразительность речи, память, воображение.
5. Этюды на выражение основных эмоций, развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям. Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение, какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения. Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей. В процессе театрализованной деятельности у детей активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи, раскрываются творческие способности детей, дети учатся находить общий язык друг с другом, учатся действовать в соответствии со своей ролью (отражать черты характера своего персонажа), учатся построению диалогической и монологической речи. Умение связно говорить развивается у детей лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения в образовательной деятельности.
Список литературы:
1. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. пед. наук. - М, 2004. - 107 с.
2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. – НовГУ имени Ярослава Мудрого.: Великий Новгород. 2006 - 126 с.
3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
4. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. 5. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва [Электронный pecypc] URL: http://https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html