Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Развитие связной речи старших дошкольников . Работа №326662

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 

Работа:

Развитие связной речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи требует применения вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у детей развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств являются театрализованные игры.

Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствование диалогов и монологов.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения - события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Участвуя в театрализованных играх, ребенок вживается в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, театрализованная игра является самым любимым и наглядным видом творчества. Дети словесно могут передавать свои впечатления, переживания, то есть монологическая речь становится четкой и выразительной. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Театрализованная деятельность имеет определенные особенности в пределах каждого возрастного периода. Это связано с уровнем развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия литературных произведений.

В старшем дошкольном возрасте уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности: инсценировка, мини – сценка, театрализованные игры. Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля, инсценировка, спектакль по сказке, кукольный театр. В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально - эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

-единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

-насыщении этой деятельности интересным и эмоционально значимым для детей содержанием;

-постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

-совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. На более высоком уровне проявляется умение формулировать вопросы, давать конкретные ответы, грамотно обосновывая их, поддерживать диалог с собеседником. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. На этом уровне речевого развития с детьми, возможно, разыгрывать сценки, которые передают различные эмоции. Так, можно выразить настроение словами, интонацией, мимикой, взглядом.

Именно в этом возрасте активно развивается монологическая речь детей. Дети могут дать грамотный ответ, формулируя в голове правильную постановку высказывания, используя в изложении распространенные и сложные предложения. Главным в речевом развитии ребенка является постоянно совершенствующая, и изменяющаяся с возрастом способность использовать речь как средство общения. Постепенно отдельные высказывания, просьбы, вопросы или ответы сводятся к диалогической речи. Также со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять, пересказывать все то, что он осознает по возрасту. Так развивается связная речь. Знакомство с художественной литературой, занятия по развитию речи, организованные игры (словесные, сюжетно - дидактические, ролевые, театрализованные, творческие задания — все это дает положительную динамику в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×