Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности. Дезодаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушения психического здоровья.
Проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в университете. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:
1. Приспособление к новой системе обучения.
2. Приспособление к изменению учебного режима.
3. Вхождение в новый коллектив.
В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в университете выявляются следующие трудности:
1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
3. Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами);
4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и авторитетными преподавателями университета;
6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:
- образовательном – адаптация к учебной деятельности;
- психологическом – развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;
-межличностном – обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.
Самое главное, что именно на первом курсе формируется студент, закладывается фундамент на последующие годы. Не случайно такие перемены происходят у первокурсников за год, а последующие годы не дают столь больших изменений. Резкий перепад характера учебного процесса в школе и университете приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой экзаменационной сессии становятся кандидатами на отчисление. Поэтому уже в первые месяцы учебы просто обязательны встречи кураторов со всем курсом.
Внедрение данной программы психокоррекционного воздействия по адаптации первокурсников способствует:
1. Оптимизации учебной деятельности студентов;
2. Оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям новой учебной деятельности;
3. Развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала, поддержке его психического здоровья и эмоционального состояния;
4. Обеспечению помощи классного руководителям и организации внеклассной работы со студентами – первокурсниками.
5. Организация работы студенческого актива группы.
Цель программы – создание условий для успешной адаптации студентов первого курса.
Задачи:
1. Разработка и проведение психокорекционных мероприятий;
2. Формирование представлений о структуре учебного процесса, о внеучебной деятельности;
3. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
4. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
5. Формирование актива группы.
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Тренинг на тему: «Рецепт от стресса»
Проводил:
Педагог-психолог ОВР
Логинова В.В
Орехово-Зуево,2020
Дорогие первокурсники для вас сейчас происходит непростой период адаптации. Вы знакомитесь с новыми людьми, с новыми структурными единицами и вливаетесь в новую творческую и учебную сферу. В нынешней эпидемиологической ситуации очень важно сохранять бодрость духа и уметь правильно снимать напряжение с помощью упражнений. Сегодня мы познакомимся с несколькими из них в виде небольшого мастер-класса.
Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.
Сегодня мы с вами постараемся создать свой напиток по рецепту от стресса, но прежде чем мы перейдем к этому, следует выяснить, а где же обитает наш стрессёныш.
Давайте с вами вспомним какую-нибудь стрессовую ситуацию и зафиксируем где-же обитает наш стресс. (на человечке загибаем это место). Откладываем в сторону. К этому мы еще вернемся. -5 мин
ИНГРИДИЕНТ №1-РЕЛАКСАТ
Символ-пакетик чай,сандаловая палочка
На стол ставлю стакан. 1 ингридиент нашего напитка от стресса-релаксат.(пакетик чая,сандаловая палочка)
Мышечная релаксация.
1. Сядь в удобное кресло (данное упражнение может выполняться лежа на ковре). Спина опирается на спинку кресла (или прижата к полу). Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их.
2. Начнем с рук: сожми руки в кулаки, как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения – как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, релаксации.
3. Переходим к ногам: напряги их, включая пальцы в «тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.
4.Представим, что в нас обитает 4 стихии. Как движется огонь?а вода?воздух?земля.-7 мин
Рассмотри предмет
Описание
Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план...
Чем вас заинтересовал этот предмет?.. Разглядите, каковы его цвет, форма?. . Каков он на ощупь?.. Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд...»
Смысл упражнения
«Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно — остановите на минуту свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного...»
ИНГРИДИЕНТ №2-КРЕАТИВ
Символ-лампочка или карандаш
Рассказ по словам. Сейчас каждый из вас, станет создателем целой истории о стрессе. Ваша задача логически продолжить рассказ, произнося всего по одному слову. Я начинаю…
Однажды…-5 мин
ИНГРИДИЕНТ №3-КОММУНИКАТ
Символ-конфетка
1)Вербальная коммуникация.Приглашаются 5 человек из зала. Четыре выходят. Далее приглашаются по одному. Первому человеку зачитывается текст, который в дальнейшем он должен передать второму участнику и т.п.-(7 мин)
2)Невербальная коммуникация. Приглашаются 6 участников. Задача каждого участника невербально передать предмет из волшебного мешочка.А самый первый человек должен отгадать, что же это за предмет.-(5 мин)
ИНГРИДИЕНТ №4-ТВОРЧЕСТВО
Символ-краски
Все мы прекрасно знаем, что животные способны избавить нас от стресса и нервного перенапряжения. Самыми известными антистрессами животного мира являются кошки, собаки, аквариумные рыбки и лошади.
Сегодня мы с вами создадим для себя антистрессового котика в стиле оригами. Вы всегда сможете брать его с собой и наслаждаться его обществом.-10 мин
Памятка антистресс.
1.Уменьшение потребления кофеина.
Частое потребение кофеина сказывается на самочувствии организма и вызывает нарушения работы сердца.
2.Ведение ежедневника.
Методы снятия стресса включают ежедневное ведение журнала или ежедневника. Один подход заключается в записывании в ежедневник вещей, которые вызывают у вас стресс. Другой подход заключается в записывании вещей или событий за которые вы благодарны.
3. Проводите время с друзьями и семьей
Социальная поддержка от друзей и семьи может помочь вам справиться со стрессом. Понимание своей принадлежности к социальной среде, способствует улучшению настроения и позволяет легче переносить жизненные трудности.
4.Смейтесь.
Постарайтесь найти положительный момент в каждой ситуации. Смотрите комедийные шоу и комедии.
5.Учитесь говорить «нет»
Старайтесь не брать на себя много задач.
Сказать «нет» – это один из способов контролировать факторы, вызывающие у вас стресс.
6. Научитесь избегать «откладывания на завтра»
Расставляйте приоритеты важности своих задач. Постепенное решение необходимых дел без «откладывания на завтра» может помочь предотвратить стресс.
7.Физические упражнения.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
(Пример физических упражнений) Приглашаются трое желающих, показать спорт.минутку.(им вручаются шоколадки и мандарины-как способ снятия стресса)
-10 мин