Проблема:
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми.
Эта проблема подвела меня к повышению своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности, а именно игровой технологии Воскобовича «Коврограф Ларчик». Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, в игровой деятельности, пронизывать все режимные моменты.
Цель: Создание условий для развития речи детей посредством игровой технологии Воскобовича «Коврограф Ларчик»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5» г.Лениногорска муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Проект по самообразованию по теме
«Речевое развитие детей через игровую деятельность
с использованием игрового пособия В.В.Воскобовича «Коврограф Ларчик »
Руководитель проекта: Фадеева Светлана Витальевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Проект по самообразованию по теме
«Речевое развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность с использованием игрового пособия В.В.Воскобовича «Коврограф Ларчик »
Руководитель проекта: Фадеева Светлана Витальевна
Срок реализации: в течение года
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Использование развивающих игр В.В.Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Его игры - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Проблема:
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми.
Эта проблема подвела меня к повышению своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности, а именно игровой технологии Воскобовича «Коврограф Ларчик». Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, в игровой деятельности, пронизывать все режимные моменты.
Цель: Создание условий для развития речи детей посредством игровой технологии Воскобовича «Коврограф Ларчик»
Задачи (педагога):
Изучить методическую литературу по игровой технологии В. В.
Воскобовича
.
Изучить развивающие игры, предложенные в методическом пособии «Ларчик»
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты;
Разработать методическое обеспечение по речевому развитию с детьми дошкольного возраста.
Задачи (воспитанники):
Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
Знакомить с буквами и звуками.
Учить
звуко
- слоговому анализу слов
.
Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов.
Развивать творческие способности детей в работе с
коврографом
Обогащать активный и пассивный словарь детей.
Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей
.
Создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.
Задачи (родители):
Повышать компетентность родителей в вопросах разностороннего развития детей с помощью развивающих игр
В.Воскобовича
Привлечь родителей к пополнению и обогащению развивающей среды группы.
Краткое описание проекта:
Данный проект направлен на реализацию системы занятий по развитию речи с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича «Коврограф Ларчик».
В реализации своего проекта я использую:
Наглядные методы:
игровой комплекс «
Коврограф
Ларчик»,
рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы:
чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть,
пересказ, обобщающая беседа.
Во всех словесных мето
дах использую наглядные приемы.
Практические методы:
развивающие игры
Воскобовича
«
Коврограф
Ларчик»
, дидактические упражнения
, пальчиковые
и артикуляционные гимнастики.
А также в своей работе я использую следующие формы работы:
1.Совместная работа с детьми;
2.Индивидуальная работа;
3.Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В проекте использую игровые технологии В.В.Воскобовича «Коврограф Ларчик», здоровьесберегающие технологи (пальчиковая гимнастика, подвижные игры)
Этапы реализации проекта:
1.Организационно-подготовительный
Разработка проекта и утверждение его на педагогическом совете
Ознакомление с методической литературой, с инновационным опытом работы по данной теме.
Выбор форм работы с детьми, родителями. Разработка конспектов образовательной деятельности.
Создание предметно-развивающей среды по данной теме.
Изучение опыта работы других педагогов, обзор информации по теме на интернет-сайтах.
И
зучение
игровой технологии
В.В.Воскобовича
«
Коврограф
Ларчик»
2.Реализационный
Работа с детьми
Участие в конкурсах;
Внедрять в образовательную деятельность игровые технол
огии В.В.
Воскобовича
«
Коврограф
Ларчик»
,
здоровьесберегающие
технологии.
ООД «развитие речи через игровую деятельность»;
Чтение детской литературы;
Создание картотеки развивающих игр
В.В.Воскобовича
«
Коврограф
Ларчик»
Самостоятельная практическая деятельность и индивидуальная работа.
Взаимодействие с педагогами
Творческая гостиная по презентации долгосрочных проектов по теме самообразования: «Речевое развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность»;
Представление опыта работы через открытые мероприятия;
Выступление на педсоветах и конференциях;
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете;
Отчет о проделанной работе.
Взаимодействие с родителями
Подготовка консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями;
Совместное обновление речевого уголка в группе, сюжетных картинок для занятий с детьми;
Подготовка и проведение родительского собрания, мастер-класса;
Конспекты консультаций, рекомендаций, изготовление памяток, папки-передвижки;
Отчет о проделанной работе
3.Итогово-аналитический
Творческий отчёт по реализации проектов. Анализ результатов проекта с представлением опыта работы (в форме презентации).
Организация методической выставки по теме самообразования
План мероприятий по реализации проекта
Этапы проекта
Мероприятия проекта
сроки
Организационно-подготовительный
Формулирование проблемы
01.09.2021г.-31.10.2021г.
Разработка теоретической части проекта
01.09.2021г.-31.10.2021г.
Ознакомление с методической литературой, с инновационным опытом работы по данной теме
01.09.2021г.-31.10.2021г.
Планирование деятельности по реализации проекта
01.09.2021г.-31.10.2021г.
Реализационный
Работа с детьми:
- чтение детской литературы (подготовка детей к различным утренникам: разучивание стихов, чтение сказок, скороговорок, пословиц, пальчиковой гимнастики)
- картотека игр по игровой технологии «Коврограф Ларчик»
- Пальчиковые игры
- Пополнение РППС в группе за счет создания картотек, презентаций, демонстрационного материала
-Артикуляционная гимнастика
- ООД «Развитие речи через игровую деятельность»;
- Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
октябрь
Работа с коврографом «Звук и буква Э»
Знакомить с буквой Э. Упражнять в образовании прилагательных от существительных; развивать пространственную ориентировку; упражнять в использовании пространственных предлогов
Игра «Веревочкины сказки»
Игра «Кто это? Чье это?»
Игра «Прятки» (предлоги: в, на, за, под; с, из-за, из- под)
Веревочки
Картинки зверей и птиц
ноябрь
Работа с коврографом «Звук и буква М»
Знакомить с буквой М. Учить подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягкий согласный (зеленый цвет)
Игра «Веревочкины сказки»
Игровая ситуация «Фокус»
Игра «Подбери глагол действия»
Веревочки
Синий и зелёный круги
Картинный материал
декабрь
Работа с коврографом «Звук и буква Л»
Знакомить с буквой Л; закреплять образ буквы; упражнять в составлении слоговой схемы слова
Игра «Превращение» (буква П- Л)
Игра «Составь схему»
Веревочки
Веревочки, картинный материал
январь
Работа с коврографом «Звук и буква Б»
Закреплять умение составлять слоговые схемы слов и звуковой анализ слова; учить определять твердый и мягкий звук Б; знакомить с буквой
Игра «Веревочкины сказки»
Игра «Магазин»
Веревочки, кружочки(синий, зеленый, красный)
февраль
Работа с коврографом «Звук и буква П»
Закреплять умение определять место звука в слове и определять твердый и мягкий согласный; знакомить с буквой
Игра «Твердый и мягкий»
Игра «Звуковые бусы»
Игра «Веревочкины сказки»
Игра «Где стоит звук»
Кружки (синий, зеленый, красный)
Веревочки
март
Работа с коврографом «Звук и буква К»
Упражнять в умении делить слова на слоги, проводить звуковой анализ; закреплять названия животных и их детенышей; знакомить с буквой
Игра «Звуковые бусы»
Игра «Веревочкины сказки»
Игра «Кто к кому?»
Кружки
Веревочка, кружки
Веревочки
апрель
Работа с коврографом «Звук и буква Ж»
Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах; упражнять в делении слов на слоги, в определении места звука в слове; закреплять названия животных и их детенышей; знакомить с буквой
Игра «Веревочкины сказки»
Игра «Детеныши»
Игра «Звуковые бусы»
Веревочки
май
Работа с коврографом «Звук и буква З»
Упражнять в определении места звуков в словах с одновременным присутствием звуков С и З; объяснять значение слов- паронимов; знакомить с буквой; закреплять образ буквы
Игра «Найди заданную букву»
Игра «Веревочкины сказки»
Веревочки
Картинный материал
01.09.2021г.-31.05.2022г.
Взаимодействие с родителями
Рекомендации родителям по развитию речи
детей
через
игровые технологии
Папка
–
передвижка
«
Коврограф
Ларчик пособие
Воскобовича
»
Консультации: «Научите ребенка красиво говорить», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи», «Развитие речевой активности детей
, через игры
»
Мастер-класс «
Игры
Воскобовича
для работы с детьми»
Привлечение родителей к обновлению речевого уголка в группе
Индивидуальные бе
се
ды с родителями по данной теме
Родительское собрание «Итоги года»
01.09.2021г.-31.05.2022г.
Взаимодействие с педагогами:
Представление опыта работы через открытые мероприятия;
Выступление на педсоветах и конференциях;
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете;
01.09.2021г.-31.05.2022г.
Итогово-аналитический
Обобщение опыта работы по реализации проекта с последующим представлением на уровне ММО
01.04.2022г.-31.05.2022г
Организация методической выставки по теме самообразования
01.04.2022г.-31.05.2022г
Творческий отчет по проекту
01.04.2022г.-31.05.2022г.
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
У детей:
Данный проект поможет активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность, активность, инициативность, коммуникативные навыки, взаимодействие, доброжелательное отношение к окружающим. Формировать навык самостоятельной передачи эмоций.
Итоговые диагностические задания (мониторинг) для детей направленный на определение результатов освоения детьми знаний по данному проекту.
У педагогов:
Повысится профессиональная компетентность по речевому развитию, через игровую
технологию
В.В.Воскобовича
«
Коврограф
Ларчик»
.
Познакомиться с опытом работы по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
У родителей:
Тесная взаимосвязь родителей в осуществлении данного проекта.
Социальный эффект:
Дети:
Повысила
умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
Познакомила с буквами и звуками.
Научила
звуко
- слоговому анализу слов
.
Натренировала
мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов.
Развила
творческие способности детей в работе с
коврографом
Обогатила
активный и пассивный словарь детей.
Развила
познавательные, интеллектуальные способности детей
.
Создала игровую ситуацию, развила любознательность
Педагоги:
Изучила методическую литературу
по игровой технологии В. В.
Воскобовича
.
Изучила
развивающие игры, предложенные в методическом пособии «Ларчик»
Повысила собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты;
Разработала методическое обеспечение по речевому развитию с детьми дошкольного возраста.
Родители:
Повысила
компетентность родителей в вопросах разностороннего развития детей с помощью развивающих игр
В.Воскобовича
Привлекла
родителей к пополнению и обогащению развивающей среды группы.
Ожидаемый продукт:
Разработаны: Конспекты ООД по речевому развитию, консультации для родителей, мастер класс для родителей, картотека игр к пособию «Коврограф Ларчик»
Изготовлены: Дидактические игры и упражнения. Развивающие игры.
ЛИТЕРАТУРА
Харько
Т.Г.,
Воскобович
В.В.
Коврограф
«Ларчик»
Как подготовить ребенка к школе:
метод.пособие
для воспитателе/
Т.И.Гризик
,
О.А.Карабанова
,
Е.В.Соловьева
и др.- М.: Просвещение, 2011
Ушакова
О.С.Развитие
речи и творчества
дошкольников:.
Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
Арушанова
А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
Ушакова О. С., Е. М. Струнина
«Развитие
речи детей 5-6
лет
»
изд
.
Вентана-Граф-2012г.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007
Интернет-ресурсы:
http://infourok.ru;
http://dohcolonoc.ru;
http://nsportal.ru;
http://www.edu.ru;
http://www.detskiysad.ru;
http://www.moi-detsad.ru;
http://ivalex.ucoz.ru