Художественная литература играет важную роль в развитии творческого мышления у детей старшей группы дошкольного возраста. В этом возрасте дети обладают активным воображением и живым интересом к миру вокруг них, что делает литературу идеальным инструментом для стимулирования их креативных способностей. Чтение и обсуждение литературных произведений способствует развитию у детей умения мыслить нестандартно, видеть мир с разных точек зрения и создавать новые образы и идеи.
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Художественная литература играет важную роль в развитии творческого мышления у детей старшей группы дошкольного возраста. В этом возрасте дети обладают активным воображением и живым интересом к миру вокруг них, что делает литературу идеальным инструментом для стимулирования их креативных способностей. Чтение и обсуждение литературных произведений способствует развитию у детей умения мыслить нестандартно, видеть мир с разных точек зрения и создавать новые образы и идеи.
Одним из основных способов, с помощью которых художественная литература развивает творческое мышление, является стимулирование воображения. Сказки и рассказы с необычными персонажами и фантастическими сюжетами открывают перед детьми новые миры, где возможно все. Например, сказки о приключениях животных или волшебных существ, такие как «Кот в сапогах» или «Гензель и Гретель», побуждают детей представлять себе волшебные леса, странные создания и необычные ситуации. Этот процесс воображения способствует развитию творческих способностей, поскольку дети учатся представлять себе новые и уникальные миры, которые выходят за рамки их повседневного опыта.
Кроме того, художественная литература развивает способность к абстрактному мышлению и помогает детям видеть связи между различными элементами сюжета. Например, в рассказах, где герои преодолевают препятствия с помощью смекалки и изобретательности, дети учатся находить оригинальные решения проблем. Истории о приключениях, такие как «Алиса в Стране чудес», побуждают детей к размышлению о том, как обычные предметы и ситуации могут приобретать новое значение в контексте воображаемого мира, что развивает их способность к креативному переосмыслению окружающей действительности.
Важным элементом развития творческого мышления через художественную литературу является обсуждение прочитанных произведений. Воспитатели могут стимулировать детей к размышлениям и творческим интерпретациям, задавая им вопросы о том, как могли бы развиваться события, если бы герои поступили иначе, или что произошло бы, если бы в историю были включены новые персонажи. Например, после прочтения сказки «Красная Шапочка», воспитатель может предложить детям придумать продолжение истории или изменить финал, что побуждает их к самостоятельному созданию новых сюжетных линий и развитию креативного мышления.
Методы использования художественной литературы для развития творческого мышления могут быть разнообразными. Один из эффективных приемов — это драматизация прочитанных произведений, когда дети играют роли персонажей из книг. Такой подход позволяет детям погружаться в мир литературы и развивать творческие способности через игру и взаимодействие с другими детьми. Например, инсценировка сказки «Три поросенка» позволяет детям проявить свои актерские таланты, придумывать новые реплики и даже менять ход событий, что активно развивает их воображение и креативность.
Еще одним методом является создание иллюстраций к прочитанным произведениям. Воспитатель может предложить детям нарисовать сцены из книги или придумать новые изображения для уже знакомых сюжетов. Этот процесс не только развивает художественные навыки, но и стимулирует детей к креативному мышлению, поскольку они должны визуализировать и интерпретировать прочитанное в виде рисунков. Например, после чтения истории о маленьком принце, дети могут нарисовать свои представления о планетах, которые он посещал, или придумать новых персонажей, которых он мог бы встретить в своих путешествиях.
Таким образом, художественная литература играет ключевую роль в развитии творческого мышления у детей старшей группы. Через чтение, обсуждение и творческую интерпретацию литературных произведений дети учатся мыслить нестандартно, развивают воображение и креативные способности, что является важным элементом их общего развития. Воспитатели, используя разнообразные методы и приемы, могут эффективно стимулировать этот процесс, способствуя формированию у детей богатого внутреннего мира и способности к творческому самовыражению.
Список литературы
Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик / Под ред. В. А.
Сластенина
. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 96.