В современном образовательном процессе педагог-психолог играет ключевую роль в обеспечении психологического комфорта и адаптации школьников. Его работа не ограничивается только с детьми; она также охватывает помощь педагогам и родителям, особенно в случае работы с детьми, которые испытывают трудности в учебной и социальной адаптации. Трудные дети, как правило, отличаются от своих сверстников не только в поведении, но и в восприятии учебного процесса. Для таких детей характерны проблемы с мотивацией, эмоциональная нестабильность, агрессивность или, наоборот, замкнутость. Часто они становятся источником затруднений как для учителей, так и для других учеников. Именно здесь и проявляется необходимость участия педагога-психолога в образовательном процессе.
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
В современном образовательном процессе педагог-психолог играет ключевую роль в обеспечении психологического комфорта и адаптации школьников. Его работа не ограничивается только с детьми; она также охватывает помощь педагогам и родителям, особенно в случае работы с детьми, которые испытывают трудности в учебной и социальной адаптации. Трудные дети, как правило, отличаются от своих сверстников не только в поведении, но и в восприятии учебного процесса. Для таких детей характерны проблемы с мотивацией, эмоциональная нестабильность, агрессивность или, наоборот, замкнутость. Часто они становятся источником затруднений как для учителей, так и для других учеников. Именно здесь и проявляется необходимость участия педагога-психолога в образовательном процессе.
Основной задачей педагога-психолога является создание условий, которые способствуют нормализации психологического климата в классе и обеспечивают эмоциональную поддержку как ученикам, так и преподавателям. Особое внимание уделяется выявлению причин проблем в поведении учащихся. Это может быть связано с различными факторами, такими как семейные трудности, личные переживания, проблемы адаптации, а также влияние внешней среды. Зачастую трудные дети не осознают, что их поведение или эмоциональное состояние становятся преградой для успешного обучения, и в этих случаях психолого-педагогическая помощь оказывается особенно необходимой.
Одним из ключевых направлений работы психолога является поддержка учителей в их взаимодействии с трудными детьми. Учителя, сталкиваясь с такими детьми, часто испытывают стресс и непонимание. Не все педагоги имеют достаточную подготовку для работы с учениками, проявляющими проблемы в поведении или обучении. В этом контексте педагог-психолог выступает не только как консультант, но и как наставник, предоставляя учителям методы и подходы, которые помогут справиться с трудными ситуациями. Важно, чтобы учителя чувствовали поддержку и понимание, поскольку это помогает снизить уровень стресса и повысить уверенность в своих силах.
Один из методов, который может быть предложен педагогом-психологом, это использование техник поведенческой терапии для формирования правильных моделей поведения у учеников. Для этого важно не только выявить проблему, но и предложить пути её решения через поощрение положительных изменений в поведении и корректировку нежелательных. Например, если ребенок часто проявляет агрессию в классе, педагог-психолог может помочь учителю выработать систему позитивных подкреплений, которая будет мотивировать ученика к изменениям.
Другой важный аспект работы психолога — это помощь в повышении уровня мотивации у трудных учеников. Проблемы с мотивацией могут проявляться как у детей с низким уровнем интеллекта, так и у учеников, у которых имеются психоэмоциональные проблемы. В этом случае важно понять, что препятствует успешному обучению. Часто это связано с недостаточной самооценкой или внутренними барьерами, мешающими ребенку справляться с учебными задачами. Педагог-психолог может предложить учителю методы, которые будут направлены на развитие положительного отношения к обучению, повышение уверенности ребенка в своих силах. Например, работа с "чистыми листами", когда ученик получает возможность начать работу с учебным материалом без предвзятых установок, или использование малых достижений для формирования у школьника чувства успеха.
Педагог-психолог также работает с детьми, испытывающими социальную изоляцию или трудности в общении с ровесниками. Для таких детей важно создать условия, при которых они смогут научиться взаимодействовать с окружающими. Это может включать как индивидуальную, так и групповую работу, направленную на развитие коммуникативных навыков, снижение тревожности и агрессивности, а также на развитие эмпатии и социальной ответственности. В этих случаях психолог может организовать тренинги и игры, способствующие развитию навыков взаимодействия в группе, что положительно влияет на общую атмосферу в классе.
Примеры успешного применения таких методов можно найти в практике школ, где активно работает педагог-психолог. В одном из случаев педагог-психолог, работая с учеником, который часто становился центром конфликта в классе, предложил учителю систему шагов, направленных на понимание эмоций ребенка. Это включало использование вербальных и невербальных методов взаимодействия, позволяющих ребенку выразить свои переживания и не прибегать к агрессии. Постепенно ученик стал более спокойным и начал активнее взаимодействовать с другими детьми.
Кроме того, педагог-психолог может проводить индивидуальные консультации с родителями, помогая им лучше понять поведение их детей и выработать совместные стратегии для решения возникающих проблем. Важно, чтобы родители и учителя действовали сообща, ведь поддержка в доме и школе — это залог успешного преодоления трудностей школьником.
Таким образом, педагог-психолог играет важную роль в образовательном процессе, обеспечивая эффективное взаимодействие между учителями и трудными детьми. Он предоставляет учителям необходимые инструменты и подходы для работы с учениками, помогает решать поведенческие и эмоциональные проблемы и создает условия для успешной социализации детей. Работа педагога-психолога не только облегчает работу учителей, но и способствует улучшению общего психологического климата в школе.
Список литературы
Аймаммедова
А.,
Дурдымаммедова
А.,
Мередова
Ш. Педагогика и психология: взаимосвязь и влияние на образовательный процесс // IN SITU. 2024. №10.
Гельдиева С. К., Бердиев А. Роль педагога-психолога в повышении качества образования и воспитательной работы в общеобразовательной школе // Вестник науки. 2023. №3 (60).
Попов В. В., Ерохина А. В., Черкасова С. В. Роль психолога образовательной организации в выявлении и коррекции деструктивной социальной девиации подростков в условиях цифровизации // Цифровая социология. 2022. №3.