Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Роль педагога-психолога в сохранении и укреплении психологического благополучия обучающихся. Работа №362280

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современная образовательная среда ставит перед обучающимися ряд сложных задач, связанных не только с академической успешностью, но и с личностным развитием. Уровень стресса, с которым сталкиваются учащиеся, может значительно влиять на их общее благополучие и успеваемость. В этом контексте особую роль играет педагог-психолог, основной задачей которого является содействие поддержанию и укреплению психологического здоровья обучающихся. 

 

Работа:

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Современная образовательная среда ставит перед обучающимися ряд сложных задач, связанных не только с академической успешностью, но и с личностным развитием. Уровень стресса, с которым сталкиваются учащиеся, может значительно влиять на их общее благополучие и успеваемость. В этом контексте особую роль играет педагог-психолог, основной задачей которого является содействие поддержанию и укреплению психологического здоровья обучающихся.

Педагог-психолог выполняет множество функций, которые можно разделить на диагностические, коррекционные, профилактические и развивающие. Диагностическая функция включает в себя выявление особенностей психического развития и эмоционального состояния учащихся. Коррекционная работа направлена на поддержку детей, испытывающих трудности в обучении и общении, а также на преодоление негативных психологических состояний. Профилактическая деятельность сосредоточена на предупреждении стрессовых ситуаций, конфликтов и эмоционального выгорания. Развивающая функция охватывает формирование у учащихся навыков саморегуляции, самоопределения, социализации.

Рассмотрим основные методы работы педагога-психолога.

Педагог-психолог проводит диагностику эмоционального состояния, уровня тревожности, особенностей личности и межличностного взаимодействия обучающихся. В арсенале специалиста используются:

опросники и тесты (например, методика

Басса-Дарки

, шкала тревожности

Спилбергера

);

проективные методики (рисуночные тесты, методика незаконченных предложений);

наблюдение и анализ поведения.

На основе диагностики разрабатываются программы коррекции, направленные на развитие эмоциональной устойчивости, снижение тревожности, повышение самооценки.

Педагог-психолог в своей работе применяет современные психолого-педагогические технологии, направленные на развитие когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов личности обучающихся:

технологии активного обучения (игровые методы, проблемное обучение);

информационно-коммуникационные технологии (применение цифровых платформ, интерактивных средств, онлайн-консультирование);

технологии развития эмоционального интеллекта (арт-терапия, тренинги по управлению эмоциями

,

п

сихогимнастика

и релаксационные техники);

технологии формирования навыков

саморегуляции

(

когнитивно

-поведенческая терапия, медитат

ивные и релаксационные техники).

В рамках профилактической работы важным аспектом является предупреждение эмоциональных нарушений и формирование психологической устойчивости у обучающихся. Основные формы профилактической работы включают:

лекции и беседы о стрессоустойчивости и эмоциональном интеллекте;

групповые занятия по развитию навыков

саморегуляции

;

игровые тренинги для формирования позитивного мышления.

Педагог-психолог оказывает поддержку не только обучающимся, но и их родителям и педагогам. Консультирование помогает выявить проблемные зоны и предложить пути их решения. Основные направления консультационной работы:

индивидуальные беседы с учащимися;

родительские встречи и семинары;

методическая поддержка педагогов.

Эффективность психологической поддержки зависит от ряда факторов:

индивидуального подхода к каждому обучающемуся;

комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса;

применения современных психолого-педагогических технологий.

Применение психолого-педагогических технологий должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, их уровень развития и психологические потребности. Важными аспектами эффективного использования данных технологий являются:

гибкость и адаптивность методов в зависимости от ситуации;

комплексный подход, сочетающий различные технологии;

ориентация на личностно-ориентированное обучение и индивидуальное сопровождение.

Несмотря на эффективность современных технологий, их внедрение сопряжено с рядом трудностей, среди которых:

недостаточная подготовленность педагогов-психологов к использованию инновационных методов;

ограниченные технические ресурсы и нехватка специализированного оборудования.

Перспективами развития данной сферы являются:

разработка новых цифровых инструментов для диагностики и сопровождения обучающихся;

расширение программ профессионального развития педагогов-психологов;

интеграция междисциплинарного подхода в психолого-педагогическую деятельность.

Деятельность педагога-психолога играет ключевую роль в сохранении и укреплении психологического благополучия обучающихся. Создание комфортной образовательной среды, профилактика стрессов и эмоциональных нарушений, формирование навыков саморегуляции и устойчивости к жизненным трудностям – все это обеспечивает успешную адаптацию детей и подростков к условиям современной жизни. Использование современных психолого-педагогических технологий позволяет значительно повысить эффективность работы педагога-психолога, способствуя личностному росту и успешной адаптации обучающихся. Для достижения максимального результата важно, чтобы педагог-психолог сочетал традиционные методы с инновационными, использовал индивидуальный и комплексный подход, а также активно взаимодействовал с родителями и педагогами для достижения наилучших результатов.

Таким образом, педагог-психолог является неотъемлемым участником образовательного процесса, способствующим гармоничному развитию личности каждого обучающегося.

 

Список литературы

Быстрова

Н.В

.,

Казначеева

С.Н

.

,

Уракова

Е.А

.

,

Госельбах

О.И

.

Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №5 (39).

Гельдиева С. К., Бердиев А.

Роль педагога-психолога в повышении качества образовании и воспитательной работы в общеобразовательной школе

// Вестник науки. 2023. №3 (60).

Пересецкая

, М. В. Роль психологической помощи и её влияние на развитие школьников // Юный ученый. — 2

024. — № 2 (76). — С. 180-182.

 

Скачать работу
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×