Современная образовательная среда ставит перед обучающимися ряд сложных задач, связанных не только с академической успешностью, но и с личностным развитием. Уровень стресса, с которым сталкиваются учащиеся, может значительно влиять на их общее благополучие и успеваемость. В этом контексте особую роль играет педагог-психолог, основной задачей которого является содействие поддержанию и укреплению психологического здоровья обучающихся.
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Современная образовательная среда ставит перед обучающимися ряд сложных задач, связанных не только с академической успешностью, но и с личностным развитием. Уровень стресса, с которым сталкиваются учащиеся, может значительно влиять на их общее благополучие и успеваемость. В этом контексте особую роль играет педагог-психолог, основной задачей которого является содействие поддержанию и укреплению психологического здоровья обучающихся.
Педагог-психолог выполняет множество функций, которые можно разделить на диагностические, коррекционные, профилактические и развивающие. Диагностическая функция включает в себя выявление особенностей психического развития и эмоционального состояния учащихся. Коррекционная работа направлена на поддержку детей, испытывающих трудности в обучении и общении, а также на преодоление негативных психологических состояний. Профилактическая деятельность сосредоточена на предупреждении стрессовых ситуаций, конфликтов и эмоционального выгорания. Развивающая функция охватывает формирование у учащихся навыков саморегуляции, самоопределения, социализации.
Рассмотрим основные методы работы педагога-психолога.
Педагог-психолог проводит диагностику эмоционального состояния, уровня тревожности, особенностей личности и межличностного взаимодействия обучающихся. В арсенале специалиста используются:
опросники и тесты (например, методика
Басса-Дарки
, шкала тревожности
Спилбергера
);
проективные методики (рисуночные тесты, методика незаконченных предложений);
наблюдение и анализ поведения.
На основе диагностики разрабатываются программы коррекции, направленные на развитие эмоциональной устойчивости, снижение тревожности, повышение самооценки.
Педагог-психолог в своей работе применяет современные психолого-педагогические технологии, направленные на развитие когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов личности обучающихся:
технологии активного обучения (игровые методы, проблемное обучение);
информационно-коммуникационные технологии (применение цифровых платформ, интерактивных средств, онлайн-консультирование);
технологии развития эмоционального интеллекта (арт-терапия, тренинги по управлению эмоциями
,
п
сихогимнастика
и релаксационные техники);
технологии формирования навыков
саморегуляции
(
когнитивно
-поведенческая терапия, медитат
ивные и релаксационные техники).
В рамках профилактической работы важным аспектом является предупреждение эмоциональных нарушений и формирование психологической устойчивости у обучающихся. Основные формы профилактической работы включают:
лекции и беседы о стрессоустойчивости и эмоциональном интеллекте;
групповые занятия по развитию навыков
саморегуляции
;
игровые тренинги для формирования позитивного мышления.
Педагог-психолог оказывает поддержку не только обучающимся, но и их родителям и педагогам. Консультирование помогает выявить проблемные зоны и предложить пути их решения. Основные направления консультационной работы:
индивидуальные беседы с учащимися;
родительские встречи и семинары;
методическая поддержка педагогов.
Эффективность психологической поддержки зависит от ряда факторов:
индивидуального подхода к каждому обучающемуся;
комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
применения современных психолого-педагогических технологий.
Применение психолого-педагогических технологий должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, их уровень развития и психологические потребности. Важными аспектами эффективного использования данных технологий являются:
гибкость и адаптивность методов в зависимости от ситуации;
комплексный подход, сочетающий различные технологии;
ориентация на личностно-ориентированное обучение и индивидуальное сопровождение.
Несмотря на эффективность современных технологий, их внедрение сопряжено с рядом трудностей, среди которых:
недостаточная подготовленность педагогов-психологов к использованию инновационных методов;
ограниченные технические ресурсы и нехватка специализированного оборудования.
Перспективами развития данной сферы являются:
разработка новых цифровых инструментов для диагностики и сопровождения обучающихся;
расширение программ профессионального развития педагогов-психологов;
интеграция междисциплинарного подхода в психолого-педагогическую деятельность.
Деятельность педагога-психолога играет ключевую роль в сохранении и укреплении психологического благополучия обучающихся. Создание комфортной образовательной среды, профилактика стрессов и эмоциональных нарушений, формирование навыков саморегуляции и устойчивости к жизненным трудностям – все это обеспечивает успешную адаптацию детей и подростков к условиям современной жизни. Использование современных психолого-педагогических технологий позволяет значительно повысить эффективность работы педагога-психолога, способствуя личностному росту и успешной адаптации обучающихся. Для достижения максимального результата важно, чтобы педагог-психолог сочетал традиционные методы с инновационными, использовал индивидуальный и комплексный подход, а также активно взаимодействовал с родителями и педагогами для достижения наилучших результатов.
Таким образом, педагог-психолог является неотъемлемым участником образовательного процесса, способствующим гармоничному развитию личности каждого обучающегося.
Список литературы
Быстрова
Н.В
.,
Казначеева
С.Н
.
,
Уракова
Е.А
.
,
Госельбах
О.И
.
Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №5 (39).
Гельдиева С. К., Бердиев А.
Роль педагога-психолога в повышении качества образовании и воспитательной работы в общеобразовательной школе
// Вестник науки. 2023. №3 (60).
Пересецкая
, М. В. Роль психологической помощи и её влияние на развитие школьников // Юный ученый. — 2
024. — № 2 (76). — С. 180-182.