Прикладные задачи играют важную роль в школьном курсе математики, поскольку они позволяют ученикам увидеть практическое применение теоретических знаний и развить навыки, необходимые для решения реальных проблем. В отличие от стандартных задач, которые часто сводятся к выполнению алгоритмических действий, прикладные задачи требуют от учеников понимания контекста, умения анализировать данные и принимать решения на основе математических расчетов. Эти задачи приближают учащихся к осознанию значимости математики в повседневной жизни и профессиональной деятельности, что существенно повышает их мотивацию к изучению предмета
РОЛЬ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Сусликова Раиса Александровна, учитель математики
МБОУ СОШ, Хабаровский край, с. Гвасюги
Прикладные задачи играют важную роль в школьном курсе математики, поскольку они позволяют ученикам увидеть практическое применение теоретических знаний и развить навыки, необходимые для решения реальных проблем. В отличие от стандартных задач, которые часто сводятся к выполнению алгоритмических действий, прикладные задачи требуют от учеников понимания контекста, умения анализировать данные и принимать решения на основе математических расчетов. Эти задачи приближают учащихся к осознанию значимости математики в повседневной жизни и профессиональной деятельности, что существенно повышает их мотивацию к изучению предмета.
Одним из главных преимуществ использования прикладных задач является их способность развивать у учеников критическое мышление. Например, задача, в которой требуется рассчитать стоимость ремонта квартиры с учетом стоимости материалов и работы, заставляет учащихся не только выполнять арифметические действия, но и учитывать дополнительные факторы, такие как возможность скидок или изменения цен. Такой подход учит школьников анализировать ситуации комплексно, рассматривая несколько аспектов проблемы одновременно, что является важным навыком как в учебе, так и в жизни.
Прикладные задачи также способствуют развитию у учеников навыков работы с данными и умения делать обоснованные выводы. Например, задачи на расчет процентов в банковских вкладах или кредита учат школьников оперировать финансовыми понятиями и понимать влияние различных условий на конечный результат. В процессе решения таких задач учащиеся учатся извлекать необходимую информацию, строить математические модели и анализировать результаты своих расчетов, что важно для их будущей финансовой грамотности.
Еще одним важным аспектом является то, что прикладные задачи могут быть адаптированы под интересы и жизненные реалии учеников, что делает их особенно эффективными. Например, задачи, связанные с планированием бюджета школьного мероприятия или расчетом расстояний и времени в поездке, позволяют ученикам увидеть прямую связь между математикой и их повседневной жизнью. Это помогает разрушить барьеры восприятия математики как абстрактной и оторванной от реальности дисциплины.
Кроме того, прикладные задачи могут быть использованы для интеграции математики с другими предметами, такими как физика, экономика или биология. Например, задачи, требующие расчета траектории движения или анализа статистических данных, помогают учащимся увидеть междисциплинарные связи и понять, как математические методы применяются в разных научных и профессиональных областях. Это способствует более глубокому пониманию предмета и формированию целостного научного мировоззрения.
Таким образом, прикладные задачи занимают ключевое место в школьном курсе математики, так как они способствуют развитию у учащихся важных интеллектуальных и практических навыков. Они помогают не только лучше усваивать теоретический материал, но и применять его на практике, что существенно повышает интерес к предмету и готовит школьников к решению реальных жизненных задач. Учителям важно использовать прикладные задачи как инструмент для формирования у учеников критического мышления и аналитических способностей, что будет полезно им на протяжении всей жизни.
Список литературы
Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общ
еобразоват. организаций / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 383 с.
Далингер В.А. Обучение учащихся моделированию как универсальному учебному действию при изучении математики // «CETERIS PARIBUS». – 2016.
– №3. – С. 63-66.
Семенова И.Н. Избранные вопросы методики обучения и воспитания в математическом образовании школьников. – Екатеринбург: ГБОУ ВПО "Урал.гос.пед.ун-т", 2014. – 241 с.